После 2018 года мы можем наблюдать некоторое охлаждение российско-армянских отношений, к тому же ряд российских компаний испытывал трудности после отчуждения государственного имущества из концессионных активов ЮКЖД. Такое мнение в беседе с Tert.am высказал профессор российского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», востоковед Алексей Маслов, оценивая нынешний уровень двусторонних отношений между Арменией и Россией.
«Карабахский конфликт стал очередным «моментом истины», когда стало понятно, что отношения придется переналаживать, делать их более комплексными и эффективными», - отметил он.
Профессор подчеркнул, что существуют политические и военные причины, которые сошлись вместе.
«В военном плане очевидно, что азербайджанская армия оказалась лучше подготовлена и вооружена. Она вела современную войну модернизированными средствами. Баку прошел чрез основные этапы экономической модернизации, резко нарастил ВВП, перестроил модель управления экономикой и, самое главное, заметно улучшил свою поддержку в мировом сообществе»,- отметил он.
По словам Маслова, Армения объясняла, что, по сути, воюет не столько с Азербайджаном, сколько с Турцией, но для России отношения с Турцией являются крайне важными, поэтому этот тезис не был никак поддержан.
«Также не получило поддержки предложение Араика Арутюняна о формировании международной антитеррористической коалиции. По сути, эти тезисы оказались неэффективными»,- пояснил он.
По его словам, Армения также слабее выглядела на поле пропаганды и контрпропаганды.
«Как известно, не важно, что происходит в реальности, важно, как это все объяснить, и здесь азербайджанская сторона мобилизовала все свои каналы как в стране, так и за рубежом»,- отметил он.
По мнению востоковеда, сам конфликт между Арменией и Азербайджаном иначе как трагедией называть нельзя.
«Но трагедия продолжается и сегодня, например, мы видим задержки с возвращением военнопленных, судьба ряда исторических памятников, которые располагаются в Карабахе. И самое главное — война надолго разделила страны, восстановить добрые отношения именно психологически, а не экономически будет болезненно и сложно. Волю к компромиссу в реальности до конца не проявила ни одна сторона»,- пояснил он, добавив, что России крайне важна устойчивая, мирная ситуация в этом регионе, причем как со стороны Азербайджана, так и со стороны Армении.
«И сама Россия, которая выступила заменителем сторон, как минимум не проиграла в этой ситуации. Но и много не выиграла в отличие от Турции. Россия занимает крайне важное положение в экономике Армении, учитывая, что российские прямые инвестиции превышают 2 млрд долларов, объем торговли перевалил за 2,6 млрд долларов.
И очевидно, что именно Россия выступила реальным медиатором на переговорах между Арменией и Азербайджаном, так как вооруженный конфликт рядом с ее территорией меньше всего сейчас нужен Москве», - отметил он.
Профессор напомнил, что в Армении располагается 102-я российская военная база, которая имеет гарнизоны в Ереване и Гюмри и использует аэродром «Эребуни».
«Таким образом Россия никогда не скрывала своего интереса в обеспечении безопасности Армении, к тому же российские пограничники охраняют границы Армении с Ираном и Турцией»,- пояснил он.
Но, по мнению профессора, есть и другая линия выстраивания отношений России и с Азербайджаном и Турцией. «Надо также учитывать, что Китай играет крайне важную роль в этом регионе, здесь Москва не хочет терять своего присутствия, несмотря на огромные инвестиции из Китая. От победы Азербайджана выиграла Турция, которая перезапускает свой «Срединный коридор» через Кавказ и Центральную Азию вдоль маршрута китайской инициативы «Пояс и Путь», и расширяет перевозки по ж/д Баку-Тбилиси-Карс. И в этом заинтересован как Азербайджан, который подписал с Турцией «преференциальное торговое соглашение», так и Китай, который выигрывает от экспортно-импортных операций с Китаем и далее - с Европой. Таким образом по итогам карабахского конфликта укрепилась торговая коалиция на Кавказе. Это частично противоречит интересам России, поскольку товары в Европу вновь идут мимо нее. И мимо Армении»,- отметил он.
Алексей Маслов считает, что теоретически проблему может частично решить транспортный коридор через южную часть Армению между Нахичеванью и территорией Азербайджана, и этот предоставит Китаю еще один маршрут в Европу на Южном Кавказе.
«Россия хочет видеть в этом процессе как минимум стабильную и надежную Армению без «цветных революций» и метаний между Москвой и Брюсселем, а также часть большого проекта единого евразийского пространства в рамках ЕАЭС. Но для этого нужна не только бесконфликтность с соседями, но и модернизационное развитие страны»,- подчеркнул он.
Касаясь темы будущего Нагорного Карабаха, востоковед отметил, что по условиям трехстороннего заявления, миротворцы размещены в Карабахе на пять лет с возможностью продлить этот срок еще на пять лет при согласии обеих сторон.
«Несмотря на слабость своей позиции Армения может получить серьезную поддержку при правильном выстраивании своих отношений с Россией, то есть, при абсолютно очевидной пророссийской позиции по всем вопросам. Другой выход - тесное взаимодействие с европейскими державами, которые являются вторыми по линии Минской группы ОБСЕ, но, как представляется, больших экономических результатов это не принесет»,- отметил он.
По словам профессора российского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ряд армянских политических деятелей предлагают разместить в Армении еще как минимум одну российскую военную базу - в Сюникской области.
«И хотя теоретически это выглядит разумно, в практическом плане может лишь привести к эскалации военного присутствия на границы, к попытке «тушить пожар бензином». Здесь нужны исключительно дипломатические и политические меры, по сути - «перезапуск» армяно-азербайджанских отношений», - подчеркнул он, добавив, что игра в достижение «полного равновесия» вряд ли приведет к реальному «замирению» сторон, в то время как полноформатное укрепление отношений между Москвой и Ереваном может полностью изменить ситуацию.
«И речь идет, по его словам, не только об исполнении Россией своих союзнических обязательств (Владимир Путин заявил об этом еще в октябре 2020), а о максимальном расширении политических, торгово-экономических, научно-технических, образовательных и многих других связей. То есть все то, что позволит существенно и быстро модернизировать Армению, привлечь инвестиции, и интеллектуальные ресурсы», - заявил он.