В турецком Мерсине в среду состоялась торжественная церемония начала строительства третьего блока атомной электростанции "Аккую". В организованном в связи с этим торжественном мероприятии посредством телемоста принял участие и Владимир Путин. Россия последовательно выполняет все свои обязательства по строительству в Турции первой АЭС. В то же время Москва делает все возможное для того, чтобы предотвратить возможность использования Турцией ядерных технологий в любых иных сферах, кроме энергетики. Между тем, есть основания полагать, что Анкара всерьез подумывает о создании собственной атомной бомбы. Как это связано со строительством АЭС? Разбирался колумнист Sputnik Армения.

Созданием научного и кадрового потенциала, необходимого для разработки собственной ядерной программы, Турция начала заниматься еще в 80-е годы прошлого века. Основой для этого стал действующий в Стамбуле научно-исследовательский институт "Чекмедже", где по сей день эксплуатируется атомный реактор мощностью 1 МВт. В 2005-м году в Анкаре открылся учебный центр "Сарайкей", в котором успешно функционирует достаточно мощный ускоритель электронов и протонов. В 2010-м году в столичном округе Бешевлер был основан "Центр ядерных исследований и обучения". В том же году при Стамбульском техническом университете открылся учебно-исследовательский ядерный реактор "Triga". Известно, что еще несколько компактных ускорителей имеются в распоряжении частных компаний медицинской отрасли. Хотя по официальной версии миссией всех этих научных учреждений является анализ продуктов питания, воды, почвы и производство изотопов для медицины, нет сомнений в "двойном назначении" заведений. Полтора года назад Реджеп Тайип Эрдоган дал повод убедиться в этом.

Четвертого сентября 2019 года президент Турции, выступая на форуме в городе Сивас, открыто обозначил свои ядерные амбиции. "Сейчас почти нет развитых стран, у которых не было бы ядерного оружия. У всех оно есть, а нам говорят: "Не смейте его создавать!" Мы с этим не согласны. Для нас это неприемлемо", – заявил Эрдоган, по сути подтвердив наличие у своей администрации планов разработки атомной бомбы. И это при том, что в 1980-м году Турция подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1996-м присоединилась к Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. В Анкаре никто, конечно же, не собирается заводить речь о выходе из этих соглашений. Ведь это было бы чревато грандиозными проблемами, международной изоляцией и возможно даже санкциями. Да к тому же и нет пока конкретных доказательств военного характера турецкой ядерной программы.

Анкара действует осторожно и без спешки, продвигаясь к заветной цели со всех сторон. Для этого мобилизованы не только научные ресурсы и потенциал военно-промышленного комплекса, но и возможности горно-рудной промышленности. Еще в конце прошлого века в Турции были обнаружены крупные залежи радиоактивных руд - урана и тория. Такая топливная база позволит турецкой ядерной программе избежать зависимости от внешних поставщиков. Следует заметить, что до недавних пор эксклюзивное право на разработку крупнейшего месторождения урана принадлежало американской компании "Westwater". Но летом 2018-го турецкие власти неожиданно отозвали у американцев лицензию, доверив дальнейшую разработку турецкой компании, аффилированной с корпорациями, работающими на ВПК. Это о многом говорит.

В свою очередь ВПК тоже без лишнего шума делает свое дело. У Турции уже есть средства доставки ядерного оружия. Специалисты утверждают, что имеющиеся в арсеналах турецкой армии ракеты средней дальности запросто можно оснастить ядерными боеголовками. В то же время продолжаются испытания ракет повышенной дальности, которые облегчат эту задачу. Известно, что турецкая компания "Roketsan" уже разработала новую модификацию крылатой баллистической ракеты "Atmaca", которая может быть носителем ядерного боезаряда.

Таким образом, уже можно констатировать наличие кадрового, сырьевого и военного потенциала. Дело лишь за технологиями. В создавшихся условиях есть только два реальных способа их обретения. Либо купить технологию создания ядерного оружия у тех, кто уже ею владеет, либо попытаться создать ее самим на основе программ мирного атома. Судя по всему, Турция движется в обоих направлениях одновременно. Начнем с анализа первого пути. Тут наиболее вероятным партнером Турции может быть Пакистан. Есть немало фактов, свидетельствующих о том, что диалог на эту тему между Анкарой и Исламабадом давно ведется.

Индийское новостное агентство "Zee News India" недавно распространило информацию о содержании состоявшихся в конце декабря полусекретных турецко-пакистанских переговоров. Эти консультации были проведены в Анкаре в рамках очередного заседания Совместной комиссии по военному сотрудничеству. По сведениям источников индийского агентства, Эрдоган лично передал начальнику генштаба вооруженных сил Пакистана генералу Джавиду Баджве перечень необходимых для создания атомной бомбы устройств и технологий, которые Турция готова купить у Пакистана. Исламабад, судя по всему, вовсе не против партнерства с Анкарой. Ведь еще 1998-м премьер Пакистана Наваз Шариф предложил Турции активизировать сотрудничество в ядерной сфере. Бывший генеральный секретарь МИД Израиля Алон Лиэль как-то заявил, что ,по данным разведки, Турция в свое время помогла Пакистану в разработке ядерного оружия. Сейчас, мол, время возвращать долги.

Сотрудничество с Пакистаном может быть перспективным, но оно сопряжено с определенными трудностями. А потому турецкие власти, по-видимому, собираются использовать для создания атомной бомбы также технологии мирного атома. Имея это в виду решение о строительстве АЭС в Мерсине обретает особый смысл. Некоторые экономисты до сих пор сомневаются в том, что атомная электростанция "Аккую" способна быть коммерчески выгодным проектом. Ее строительство обойдется достаточно дорого, а себестоимость вырабатываемой ею энергии будет весьма высокой. Учитывая тенденцию сохранения низких цен на газ, было бы куда выгоднее строить ТЭС, а не АЭС. Но Эрдоган настоял на атомной станции. Не исключено, что главной причиной было именно то, что руководство Турции рассчитывает на возможность доступа к ядерным технологиям с целью их использования для разработки орудия массового поражения.

На этой версии настаивает американский эксперт Джон Спакапан. Он утверждает, что Турция хочет использовать атомную энергетику как прикрытие своих истинных планов. О таких планах Эрдогана сообщало и немецкое издание "Die Welt". Газета писала, что уже несколько лет, как Федеральная разведка ФРГ наблюдает за Турцией из-за ее стремления заполучить технологию создания ядерного оружие под прикрытием мирной атомной программы. В 2018-м году министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль заявил, что "некоторые силы в Анкаре склоняют президента Эрдогана к тому, чтоб попробовать создать атомное оружие". На эту тему высказался и военный аналитик Ханс Рюле, в прошлом занимавший высокие посты в генеральном штабе Бундесвера ФРГ. В статье, опубликованной в издании "The National Interest", он пишет: "Желание турок в ходе переговоров с русскими оставить у себя отработанные на АЭС топливные стержни может служить подтверждением ядерных амбиций, поскольку это самый простой способ получения плутониевой бомбы".

Турецкие партнеры "Росатома" действительно изначально настаивали на том, чтоб им было дозволено самостоятельно организовать у себя переработку использованных на АЭС урановых стержней. Российских экспертов такая перспектива насторожила. "Для России появление турецкой атомной бомбы абсолютно неприемлемо. Это налагает особую ответственность на российских инициаторов проекта АЭС "Аккую". Прежде всего в части полного возврата в Россию отработанного ядерного топлива", - утверждал еще несколько лет назад руководитель Центра стратегических исследований "Другая Европа" Павел Левушкан. К счастью, в Кремле, судя по всему, тоже есть полное понимание того, что Турции ни в коем случае нельзя позволить получить доступ к ядерным технологиям. Именно потому руководство "Ростома" после консультаций с МИД настояло на том, что все отработанное ядерное топливо из Мерсина должно немедленно вывозиться обратно в Россию.

В Анкаре с этим, похоже, смирились. Тем не менее, лишние гарантии позволили бы спокойнее спать людям, способным объективно оценивать планы и амбиции Эрдогана. Вступление Турции в ядерный клуб в корне изменило бы расклад сил на всем Ближнем Востоке. Ядерная кнопка под пальцем Эрдогана стала бы гигантской проблемой и для России, и для Европы, и для Америки, и для Китая. А потому, мировые сверхдержавы просто обязаны создать убедительные гарантии того, что АЭС "Аккую" не поможет Турции создать собственное ядерное оружие.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.