тташе по таможенным вопросам при посольстве Армении в России Арам Тананян непреднамеренно дал контакты и данные депутата парламента Армении Айка Саркисяна для отправки гуманитарного груза российской инициативы "Армяне, объединяйтесь" в дни карабахской войны. Об этом он сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Во время карабахской войны российская инициатива "Армяне, объединяйтесь" по рекомендации посольства Армении в России направила гуманитарную помощь на имя депутата парламента от правящего блока "Мой шаг" Айка Саркисяна, но квитанции на груз получить не удалось.
По этой причине, уже сегодня, в ходе пресс-конференции, представитель инициативы Бадал Парьян потребовал от Арама Тананяна разъяснений по поводу того, почему адресатом при отправке груза стал именно Саркисян. Он также потребовал от властей пояснения, сколько касок, бронежилетов, приборов ночного видения, раций получила Армения.
Уже в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Тананян пояснил, что таможня максимально выполнила свои обязательства по части регистрации и оформления гуманитарного груза из России в Армению в дни войны. Кроме того, до последнего болта и гвоздя все было зарегистрировано и отправлено адресатам.
Другое дело, кто и как из физических и юридических лиц, на имя которых были отправлены товары, распределил их и куда отвез.
"С самого начала боевых действий наши общины в России, церковь, отдельные предприниматели мобилизовали силы. Мне стали звонить и спрашивать, как и чем помочь нашей стране", - сказал Тананян.
По его словам, он подключился к процессу. Было принято решение зарегистрировать отправляемую гуманитарную помощь на физические лица, поскольку в случае юридических лиц, организаций, им пришлось бы платить НДС в размере 20% от объема груза. В случае же физических лиц, применялись иные правила регулирования, так как они могли обратиться в правительство, предоставить данные о том, что груз гуманитарный, после чего освободились бы от платежей.
После того, как грузы отправляли на имя конкретных физических лиц, повтор одних и тех же имен вызывал вопросы на российской таможне: на самом ли деле эти люди - надежные получатели. В результате были предприняты меры по привлечению дополнительных лиц, более или менее известных. В связи с этим и появились в "списке" некоторые фамилии, в том числе и имя депутата Айка Саркисяна.
Тананян отметил, что обрадовался тогда, что появился представитель армянского парламента, на имя которого можно было отправить груз. Его имя он передавал всем, кто не знал кому отправить груз. Последние стали оформлять грузы на имя парламентария.
"После того, как было принято решение в дальнейшем освободить от НДС также получающие гуманитарный груз организации, в качестве адресатов начали указываться также юридические лица", - сказал Тананян.
В то же время поощрялись денежные переводы на адрес Всеармянского фонда "Айастан", так как это позволило бы эффективнее использовать финансовые ресурсы и исключить лишние денежные затраты.
Тананян отметил, что у него не было сомнений, что кто-нибудь не доставит груз по предназначению. На таможне, как при выезде из России, так и при въезде в Армению, грузы качественно и количественно были четко зарегистрированы. По его словам, рекомендовалась отправка груза на адрес МЧС, Минздрава, в некоторых случаях - Минобороны.
"Следовательно, мы не могли бы их переоформить на других получателей", - сказал Тананян.
Он отметил, что груз отправлялся круглосуточно и как гуманитарная помощь - вне очереди. Поскольку гуманитарные грузы формировались из разных источников, их реальная оценка потребовала бы дополнительного времени, которого в дни войны просто не было. Поэтому они оформлялись не по счет-фактурам, а по счет-проформам, с указанием символических цен. Это делалось также для снижения таможенных платежей во время оформления.
Как подчеркнул Тананян, вопрос каждой машины с грузом был отдельно обговорен с таможенной службой, и, помимо предоставления соответствующих документов, давались также конкретные разъяснения о грузе.
Тананян отметил, что все сведения получал от отправителей, на этапе оформления груза. Отправители прослеживали прохождение своего груза от пункта отправления до получателей.
Поэтому у Тананяна вызывают удивление разговоры о том, что некоторые грузы могли не дойти до адресатов.