Tert.am опубликовал статью, руководителя общественной организации аналитический центр «Энакет», бывшего советника президента Арцаха по вопросам безопасности Тиграна Абрамяна, в которой автор затрагивает тему реформ в Вооруженных силах.
В частности, он написал:
Министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян дал интервью российскому агентству «РИА Новости», в котором коснулся предстоящих реформ в ВС, расширения армяно-российского военного сотрудничества.
Учитывая то, что до этого интервью министр обороны хранил молчание, было совершенно непонятно, какова его позиция касательно текущей ситуации в Вооруженных силах и дальнейших изменений, попробуем по возможности тщательно проанализировать заявления, нашедшие место в интервью.
Будет ли расширена 102-я российская военная база или будет дислоцирована новая военная база?
Министр обороны отмечает, что с размещением новой военной базы проблем нет; правильнее, наверное, говорить о возможности передислокации какого-либо воинского формирования из состава российской военной базы (с учетом ее расширения) на восточное направление Армении, и в этом контексте соответствующая совместная проработка вопроса ведется.
Связывающие Армению и Россию договоренности в рамках военного сотрудничества, позволяют нам обсуждать с Россией возможность расширения совместно охраняемых границ.
Более того, еще 2-3 месяца назад я озвучил необходимость начать переговоры, обсуждения с Российской Федерацией о расширении границ, находящихся под совместной защитой. В первую очередь речь идет об участке границы Ерасх-Мегри-Горис, можно также рассматривать границу Горис-Сотк.
В своем интервью министр обороны говорит о «восточном» участке обороны границ, но я считаю, что это следует обсуждать в более широком контексте. Непонятно, под «восточный участок» подразумевается Мегри-Ноемберян или, к примеру, он будет ограничен участком дороги Горис-Капан.
Для урегулирования этого вопроса был обсужден технический эпизод – это должно быть сделано посредством размещения новой военной базы или на основе существующей 102-й военной базы. Если будет достигнута договоренность с российской стороной, то Россия сама примет решение исходя из функциональной необходимости. Не думаю, что это принципиальный вопрос для армянской стороны.
Важно, что необходимо расширять участок границы, охраняемый совместно с российской стороной, а о каком именно участке границы идет речь на данный момент, пока неясно.
Фактически пограничные войска РФ в настоящее время несут службу на разных участках дороги Горис-Капан, некоторые опорные пункты видны на дороге села Ерасх и Ерасх -Паруйр Севак, насколько мне известно, также на участке Сотка.
Пока циркулирует неофициальная информация о предоставлении воинской части для российских войск в Горисе, а также о вопросах совместного использования аэропорта на участке Сисиан-Горис или передачи его российской стороне.
Повторяю, это технические вопросы, которые можно быстро решить при наличии соответствующих политических договоренностей.
Еще одно важное обстоятельство, упомянутое в речи министра, заключается в том, что российская военная база, дислоцированная в Армении, находится в процессе перевооружения и расширения, что, скорее всего, обусловлено увеличением зоны ответственности российского военного контингента и поставленными новыми задачами.
Пересмотры и изменения в ВС
В том же интервью министр обороны Арутюнян коснулся изменений, происходящих в Вооруженных силах РА, более того, он отметил, что реформы не только планируются, но они уже в процессе.
Сразу отмечу, что если мы говорим о радикальных реформах, и они в процессе, то как минимум специалисты в этой области, СМИ должны были знать об этом или иметь к этому какое-то отношение.
Я уже не говорю о том, что пересмотры таких масштабов и характера предполагают общественное обсуждение, дискуссии как минимум с профессиональными кругами, военными журналистами, чего не было, и поэтому мы, армяне, узнаем о так называемых реформах от министра из интервью, данных российским СМИ.
В последнее время Минобороны и Генштаб Вооруженных сил работают весьма закрыто, но даже в сложившейся ситуации в процессах, подлежащих рассмотрению, следы реформ не очень заметны.
Если под видом реформ пытаются представить внедрение новой пограничной службы в Сюнике, Вайоц Дзоре или Гегаркунике, то это не реформа, а действия, вытекающие из ситуации, эффективность которых является предметом отдельного обсуждения.
Если речь идет о прекращении призыва в Арцах и наборе дополнительных контрактников, то меня никто не может убедить в том, что это реформа, потому что, во-первых, это еще не говорит о формировании профессиональной армии, во-вторых, это не реформа, а способ выхода из тупика, решения и эффективность которого находятся в плоскости другого обсуждения.
Кстати, в контексте изменений, предусмотренных в Вооруженных силах, министр представил обстоятельство импорта вооружения в том случае, когда его непосредственный начальник - премьер-министр накануне говорил о проблемах российских ракет «Искандер». И если принять во внимание то, что это заявление было не для ударения на технические вопросы, а на самом деле было политическим заявлением против основной страны-поставщика Армении, то получается, что закупки, о которых активно говорит Вагаршак Арутюнян, не так легко будет приобрести. Оставим еще в стороне часть, касающуюся финансовых источников.
Обеспечение безопасности Арцаха
Говоря об обеспечении безопасности Арцаха, В. Арутюнян отметил, что безопасность населения Арцаха должна быть обеспечена Армией обороны, добавив, что необходимо многое сделать для восстановления и повышения ее боеспособности.
По словам министра, Армения продолжает оставаться гарантом безопасности народа Арцаха, и никогда не откажется от этой исторической миссии.
Конечно, важна позиция Республики Армения, что Армения и впредь будет гарантом безопасности Арцаха, Армия обороны должна обеспечивать безопасность населения Арцаха, но ясно, что без активного участия и поддержки Армении невозможно не только обеспечить существование Армии обороны, но и функцию гаранта безопасности Арцаха.
Предпринимает ли сегодня Армения серьезные шаги по восстановлению боеспособности Армии обороны и реформы в Вооруженных Силах, которые позволят Армии обороны выполнять свою главную задачу - обеспечивать безопасность народа Арцаха?
Выполняет ли Армения как гарант безопасности в полной мере свою роль гаранта безопасности Арцаха?
Ответы на эти вопросы есть как у меня, и у многих других, но я оставлю их в статье как риторические.