Противостояние между Соединенными Штатами и Турцией только на первый взгляд кажется жестким до крайности. И Госдеп, и администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана понимают, насколько их страны геополитически взаимозависимы.
Американская дипломатия может спокойно проигнорировать как вопросы "сомнительной", с точки зрения демократии, идеологии, так и проблемы с правами и свободами, на что в Турции особо не заморачиваются.
"Одна, но пламенная страсть" Вашингтона
Даже экономические интересы могут быть отодвинуты на второй план, если в основе внешнеполитической концепции байденовской администрации находится, как говорится, "одна, но пламенная страсть" - желание изолировать Турцию от российского влияния.
О том, что подобное желание у американцев действительно наличествует, свидетельствует то, с каким вниманием относятся США к покупке Анкарой зенитно-ракетных комплексов российского производства С-400. Даже первый контакт новой американской администрации (Салливан) с официальным представителем турецкого президента (Ибрагим Калын) был омрачен упреком относительно покупки этих самых ЗРК "Триумф".
В официальном релизе-отчете по результатам телефонного разговора это звучало следующим образом: американская сторона обеспокоена тем, что "покупка Турцией российских ракетных систем "земля — воздух" С-400 подрывает сплоченность и эффективность альянса (НАТО)". Сейчас обе стороны пытаются ка-то уладить разногласия в этом вопросе.
Так, на днях министр обороны Турции Хулуси Акар сделал заявление, согласно которому договаривающиеся стороны не исключают вариант так называемой "критской модели". Как в свое время Кипр, закупивший российские зенитно-ракетные комплексы С-300, под давлением той же Турции, сначала разместил их на греческом острове Крит, а потом и вовсе передал их Греции.
На самом деле руководитель турецкого оборонного ведомства делает прозрачный намек на то, что Греция, будучи полноценным и полноправным членом Североатлантического военного альянса (НАТО), имеет в своем военном арсенале стратегическое вооружение российского производства. И этот факт отнюдь не "…подрывает сплоченность и эффективность альянса".
"Турция решает проблемы сама"
На этом фоне по новому прочитывается и недавнее заявление турецкого лидера Эрдогана о самой "кипрской проблеме", которую он предлагает решить по принципу "два государства". Других вариантов президент Турции попросту "не видит". Да и Греция несколько вяло реагирует на подобное резкое (если не сказать наглое) предложение. Возможно, в Афинах не восприняли это заявление со всей серьезностью, а возможно ждут реакции Соединенных Штатов на очередное резкое обострение между двумя членами НАТО.
Можно предположить еще один вариант: Греция осознает важность восстановления доверия между Вашингтоном и Анкарой. Во всяком случае, именно к такой мысли невольно приводят "резкие телодвижения" Эрдогана.
"Ты мне вызов не бросай, знай свое место. В противном случае это будет означать отказ от переговоров. В Греции напрасно надеются на помощь внешних сил, они не помогли Греции, тогда как Турция решает проблемы сама и делает для этого всё необходимое" - уж совсем не дипломатично высказался Эрдоган, когда греческий премьер Кириакос Мицотакис высказал несогласие с подобным вариантом решения кипрской проблемы.
Очевидно, что турецкий лидер понимает, насколько он важен для новой вашингтонской администрации, да поэтому до определенного момента он, образно говоря, будет откровенно "плясать на костях" своих оппонентов. Это будет происходить до тех пор, пока Эрдоган, в условиях закулисных переговоров, не добьется максимума преференций для себя, своей страны и своих далеко идущих геополитических планов.
Вот тогда вдруг окажется, что Соединенные Штаты и Турция являются "не разлей вода"-братьями и натовскими союзниками, и каких-либо особых противоречий не имеют. Более того, может статься, что американские чиновники вдруг вновь включат Турцию в программу производства истребителей пятого поколения F-35.
Во всяком случае, подобный вариант действий со стороны американской дипломатии отнюдь не исключается, поскольку все знают, насколько она гибко и оперативно реагирует на изменение ситуации на геополитическом поле. А ситуация действительно может измениться в любой момент, поскольку сейчас Турция затеяла очередную игру, ориентированную на обострение противостояния США с Россией.
Раздрай в НАТО не приветствуется, но есть проблемы похуже
Другой вопрос, хватит ли сил у нынешнего руководства заокеанской сверхдержавы в нужный момент сделать Турции такое предложение, от которой та не в состоянии будет отказаться, обновив свое членство в НАТО еще большими преференциями, правами и возможностями.
Станет ли Вашингтон в каких-то вопросах гладить Анкару "против шерсти", например, по курдской проблеме?
Стоило американцам высказаться однажды в поддержку сирийских курдских формирований, как сразу последовала резкая отповедь из Анкары. И президенту Байдену не оставалось ничего другого, как заявить о том, что американские войска в Сирии воюют с терроризмом, но никак не охраняют нефтяные залежи для местных курдов.
Помнится, в свое время, предшественник Байдена вполне доступно объяснил мировому сообществу, что американские войска, стоящие в Сирии, в первую очередь, именно этим и занимаются, а вот борьба с отрепьем из террористических формирований – задача второй очереди.
Правда, эксперты в один голос утверждают, что у Эрдогана в сирийском вопросе существует определенная проблема. Он бы и рад в какой-то момент уступить заокеанским коллегам, несколько притушив агрессивные выпады - по большому счету, на этом плацдарме турецкий лидер добился всего, чего хотел, вплоть до широкого пояса безопасности практически по всему периметру сирийско-турецкой границы.
Однако сам Эрдоган понимает, стоит лишь немного сбавить накал противостояния в Сирии, как против него могут подняться уже внутренние противники. Курдская проблем - один из ключевых моментов взаимодействия администрации Эрдогана с некоторыми турецкими партиями, достаточно активными на внутриполитическом поле. С другой стороны, в том же Вашингтоне не могут спустить "на тормозах" реакцию мирового сообщества на то, что творят турецкие войска на стыке границ трех государств - Турции, Сирии и Ирака.
Таким образом, курдская проблематика для американцев действительно является серьезной проблемой. Она гораздо серьезнее российских зенитно-ракетных комплексов С-400, греко-турецкого противостояния в Восточном средиземноморье и того, что Анкара все время привносит "раздрай" в НАТО.