В экспертных кругах Армении и соцсетях продолжаются активные обсуждения грядущих реформ в двух важнейших сферах в жизни общества. Еще 30 декабря 2020 года премьер-министр Армении Никол Пашинян озвучил решение об утверждении мер, нацеленных на "устранение пробелов в налоговой политике". В частности, он предложил отменить действующие льготы по части НДС в сферах здравоохранения и образования с целью увеличения поступлений в бюджет.
Другими словами, если выплаты граждан за медицинские услуги и образование до сих пор не облагались НДС, чтобы сдержать рост цен в этих сферах, то после реализации этого решения будет зафиксировано подорожание на 20%.
Пашинян обосновывает грядущий рост цен тем, что будет увеличен объем бесплатных услуг - за счет дополнительных средств, полученных от увеличения налоговых поступлений. Эксперты сферы, однако, не разделяют оптимизма главы правительства.
Образование для богачей
Дорогое образование, даже после увеличения количества мест госзаказа, будет все равно доступнее детям из обеспеченных семей. В частности, как отмечает эксперт в сфере образования Сероб Хачатрян, за счет повышения платы за обучение количество бесплатных мест в вузах, возможно, и увеличится, но не в значительной степени.
"Кроме того, допустим, на сегодня у нас есть 3 бесплатных места на юридическом факультете. Пусть после реформ таких мест станет 10. Но ведь на эти места вновь будут претендовать абитуриенты из обеспеченных семей", - говорит Хачатрян в беседе с нами.
Он подчеркнул, что сейчас факультеты юриспруденции, международных отношений и ряд других престижных специализаций недоступны не только для необеспеченных слоев населения, но даже для среднего класса.
С учетом стоимости обучения на этих специальностях абитуриенты из необеспеченных семей даже не подают заявок для поступления на данные направления. А повышение на 20% и без того высоких тарифов будет означать, что на эти факультеты будут поступать исключительно представители обеспеченной прослойки.
Для частных школ же, по мнению эксперта, эта инициатива и вовсе может оказаться губительной. "Если родителей повышение платы не устроит, то они могут забрать ребенка в бесплатную государственную школу. В отличие от вузов,здесь есть альтернатива", - сказал Хачатрян.
Такое отношение к сфере образования эксперт считает неприемлемым. Он видит в этом предложении связь с другими инициативами правительства, в частности, в судебной системе.
"Мы постоянно видим, что в Армении открываются суды, количество судей увеличивается. Складывается впечатление, что система образования используется для генерации средств, которыми будут покрыты расходы на суды и судей", - сказал Хачатрян, добавив, что на фоне высоких пенсий судей пенсионные выплаты преподавателям просто смехотворны.
Медицина не для бедняков
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт по вопросам финансирования сферы здравоохранения Самвел Харазян представил риски, угрожающие системе здравоохранения в случае возможного роста цен на медуслуги.
По словам специалиста, 80% расходов системы здравоохранения на сегодня обеспечивают граждане за счет выплат из собственного кармана.
"Каким бы богатым ни был человек, все равно не он определяет свои потребности по части здоровья. Это делается по назначению врача. Никто не заявляет: "Я богат, удалите мне аппендикс". Другое дело, что когда ему ставят имплант, он может попросить немецкий за 1000 евро. Но это не означает, что основными потребителями этих услуг являются именно состоятельные граждане", - сказал эксперт.
Он подчеркнул, что в решении премьер-министра не дается никакого статистического обоснования того, какая часть выплат в сфере ложится на плечи богатых, а какая приходится на долю бедных.
Что касается обещания увеличить объем бесплатных медицинских услуг за счет повышения цен, Харазян скептически относится и к этому вопросу. По его словам, некоторые представители необеспеченных слоев населения по-прежнему лишены возможности попасть на госзаказ.
"На сегодня есть инвалиды третьей группы, весьма состоятельные, но государство включило их в систему госзаказа, и наоборот, есть необеспеченные граждане с различными хроническими заболеваниями, которые не имеют группы инвалидности и потому бесплатные услуги им не доступны. Следовательно, заявлять, будто полученные дополнительно средства будут направлены на нужды необеспеченных слоев общества, еще не значит, что все действительно будет по справедливости", - сказал он.
С другой стороны, по его словам, повышение цен на услуги не означает увеличения общего бюджета, так как любое подорожание в первую очередь приводит к сокращению спроса.
"Люди, которые решили воспользоваться какой-либо услугой или пойти к врачу, даже собрали для этой цели деньги, завтра, если и захотят, больше не пойдут", - сказал он.
Эксперт при этом не исключил, что медучреждения с целью удержать спрос пациентов прибегнут к политике сохранения низких цен за счет ухудшения качества предоставляемых услуг.
"Например, снизят цену, но сами лекарства не будут покупать, и оставят это на пациентах. То есть, возникнет серьезная проблема с качеством", - сказал Харазян.
В результате, по его прогнозам, в больницы может вернуться порочная практика не платить зарплату медсестрам и санитарам, и последним снова придется брать "чаевые" с пациентов.
Эксперт по вопросам финансирования сферы здравоохранения убежден, что запланированное правительством подорожание не приведет к обещанному результату. От этого не выиграет ни государство, ни медучреждения, ни тем более граждане, которым придется отложить лечение за нехваткой средств. Это в свою очередь приведет к тому, что в больницы пациенты будут поступать в крайне тяжелом состоянии - со всеми вытекающими последствиями.
Когда лекарства дорожали, бывшие власти тоже давали обещания
В Армении уже есть как минимум один плохой пример применения НДС в сфере здравоохранения. В 2001 году, когда было решено снять льготу по неуплате НДС на рынке лекарств, тогдашнее правительство также оправдывалось тем, что направит дополнительные средства в систему здравоохранения.
Однако по экспертным оценкам, вскоре после введения НДС на лекарства, 2/3 лекарственного рынка ушли в теневой сектор. Другими словами, из-за теневого оборота бюджет потерял гораздо больше, чем должен был получить в результате повышения налогов. Вместо этого в очередной раз пострадал рядовой гражданин, для которого цены на лекарства выросли за день на 20%.