На самом деле недавнее заявление новой администрации Байдена касательно пересмотра достигнутых ранее договоренностей между Вашингтоном и исламским радикальным движением "Талибан" (запрещено в России) может рвануть, как гром среди ясного неба.
В лице талибов Иран ищет союзников для противостояния Штатам
Если Госдеп действительно пойдет на пересмотр договоренностей, достигнутых прежним президентом Трампом, то это может стать как очередным витком напряженности в самом Афганистане, так и поводом для обострения противоречий между Соединенными Штатами и Ираном.
В итоге, еще не приступив к полноценной работе на внешнеполитической арене, американцы уже дают понять всему миру, что целью отказа от некоторых геополитических векторов времен Трампа будет только ужесточение позиций США на карте мира.
Получается так, что Соединенные Штаты берут курс на усиление давления на Исламскую Республику Иран по всему периметру внешних границ этой страны. В реальности ситуация на северных границах Ирана уже стала взрывоопасной после карабахской войны. Ведь по результатам войны там, в регионе Южного Кавказа, объявились не только турецкие натовские войска, но и группировки арабских террористов, с которыми международному сообществу и мировой дипломатии еще предстоит разобраться.
Сейчас же новый Госдеп, видимо, делает ставку на то, чтобы обострить ситуацию на восточном направлении иранской государственной границы. И нежелание вывести американские войска из Афганистана (о чем договорились в прошлом году представители Трампа с руководством Талибана) свидетельствует, в первую очередь, об этом.
В Иране уверены, альтернативы выводу войск США нет
В Тегеране эту тенденцию почувствовали сразу. Если еще в декабре иранская дипломатия пыталась дать понять своим оппонентам – приходящей к власти в Вашингтоне администрации Байдена - что может занять достаточно жесткую позицию касательно "Талибана", то сейчас что-то радикально изменилось.
Если в декабре тот же руководитель иранского внешнеполитического ведомства Джавад Зариф высказывался о талибах, как о террористах (вызвав тем самым ответные критические высказывания), то сейчас Иран пригласил на свою территорию делегацию талибов под руководством муллы Барадара (руководитель политического крыла радикальной исламской организации). Принимали гостей в Тегеране на высоком уровне. Переговоры вели глава МИД Ирана Зариф и спецпредставитель по Афганистану Мохаммад Ибрахим Тахерийан.
Говорили о необходимости хоть как-то подстегнуть мирный процесс в Афганистане, который сейчас, после высказываний американской дипломатии о пересмотре трамповских договоренностей, может забуксовать. Говорили о том, что Иран действительно многое сделал и еще больше готов сделать для того, чтобы установить стабильность и мир в соседней стране.
Ну и самое главное – пришли к единому мнению о том, что альтернативы договоренностям с Вашингтоном попросту не существует. Американцы должны выполнить свою часть соглашения и вывести войска. Правда, нынешний Госдеп, похоже, от трамповских договоренностей с талибами отнюдь не в восторге. Ну не хочет американская политическая элита выводить свои войска по всему миру.
Если Талибан пойдет ва-банк, мало никому не покажется
Например, на днях советник Байдена по нацбезопасности Джейк Саливан уже высказывался на тему того, что сперва американцы хотят удостовериться, что Талибан действительно прекратил все контакты с откровенно террористическими группировками по всему миру. То есть сейчас говорить о том, что Соединенные Штаты, согласно договоренностям, достигнутым прежней администрацией в феврале 2020, выведут свои войска уже к середине 2021 года, не приходится.
В этом плане с Вашингтоном солидарен и официальный Кабул. Там утверждают, что талибы пока еще не выполняют своей части договоренностей – мир в стране не наступил, Талибан "не отказался от насилия". То есть у американской дипломатии есть на кого сослаться, когда дело дойдет до отказа от трамповских договоренностей.
Что касается Ирана, то тут понимают все закулисье этих политических вывертов. Чувствуют опасность, которая грозит всему региону, если нынешний Госдеп откажется выполнять условия, на которые подписались их предшественники. В ответ на отказ от договоренностей Талибан может обострить ситуацию в стране, развернуть боевые действия против правительства Афганистана.
Тогда мало не покажется никому, в том числе и самим иранцам, которые и так очень внимательно относятся к тому, что творится по ту сторону своих восточных границ. В любом случае наличие там натовских войск предполагает как минимум реальную опасность для Тегерана в случае, если отношения с Вашингтоном, с новой администрацией, пойдут по нисходящей (что отнюдь не исключено).