Иранские власти пытаются не выпасть из региональных процессов, сказал Sputnik Армения главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, комментируя региональное турне главы МИД Исламской Республики Мохаммада Джавада Зарифа.

"Иран чрезвычайно встревожен происходящим. Я имел интересные контакты с иранскими коллегами разного уровня в последние пару месяцев. И убедился, во-первых, они крайне обеспокоены изменениями, которые происходят в регионе. Во-вторых, они не понимают, что за изменения происходят", - сказал Лукьянов.

В частности, в Тегеране нечетко представляют особенности взаимодействия России и Турции. Активность Турции у них вызывает вопросы.

Пассивность Ирана во время войны в Карабахе, по мнению Лукьянова, была вызвана именно этим.

"Они не могли сформулировать самим себе, как вести себя в этой ситуации, как сложится региональная ситуация после. Сейчас они пришли в более деловое состояние. И их главная озабоченность – не оказаться в стороне. То есть, не попасть в ситуацию, когда региональная динамика определяется другими игроками. А им придется уже принимать ситуацию как данность", - сказал Лукьянов.

Отсюда дипломатическая активность, предложения о форматах. Насколько это сработает – вопрос отдельный. Складывается впечатление, что нынешние участники более или менее понимают, как себя вести и контролируют в значительной степени ход событий.

У Ирана с Россией достаточно тесные, но неоднозначные отношения. С Турцией они тоже, как минимум, интенсивные. Иран обижать никто не хочет, но насколько Москва, Анкара, Ереван и Баку заинтересованы в том, чтобы Тегеран стал каким-то участником – здесь есть разночтения.

"Но иранская дипломатия известна своей настойчивостью и умениями. Поэтому, я думаю, что они сейчас будут наверстывать упущенное", - отметил Лукьянов.

Все-таки Иран - важный игрок в регионе, и его нельзя игнорировать. В частности, это касается Ближнего Востока и, в первую очередь, Сирии.

Россия и Турция являются ключевыми игроками в Сирии, Иран присутствует там весьма активно и действенно. Поэтому, дискуссия будет комплексная – не только про Южный Кавказ, а отношения с Ираном в целом. Самой Исламской Республике сейчас выгодно на это упирать.

Что касается беспокойства Ирана в вопросе границ, то эта тема прозвучала в Баку на волне эйфории. Президенты Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган делали "лихие" заявления по поводу того, что вообще неизвестно, где Азербайджан заканчивается. 

"Конечно, это сильно встревожило Тегеран, наверное, особенно то, что заявления одобрительно выслушивал президент Азербайджана. При этом я думаю, что в Тегеране понимают – каких-то реальных территориальных притязаний в адрес Ирана речи идти не может ни стороны Турции, ни Азербайджана", - сказал Лукьянов.

В Исламской Республике понимают, что такая риторика должна повысить значимость военной победы. Подчеркнуть, что победа не последняя, но это сейчас практически нереализуемо.

С другой стороны, границы менялись всегда, по-разному менялись. Не было региона, где границы не менялись бы в течение века фундаментально.

"21 век вряд ли будет исключением. Иран совершенно правильно озабочен перспективами", - отметил Лукьянов.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф начал турне по странам Южного Кавказа, России и Турции.

В ходе визита в Баку он заявил, что Иран готов оказать помощь Азербайджану в восстановлении карабахских территорий на границе двух стран. 

26 января Зариф провел переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Москве. 27 января иранский глава МИД проведет встречи с премьер-министром и главой МИД Армении в Ереване.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.