«Отставка премьер-министра Никола Пашиняна как символа капитуляции обязательна – здесь без вариантов», - констатирует в интервью «ГА» исполнительный директор фонда «РепатАрмения» Вартан МАРАШЛЯН.

- С каждым днем все больше усугубляется проблема внутриполитического кризиса в Армении, плюс не решаются ключевые проблемы, которые должны решаться немедленно. Премьер вцепился в кресло, и продолжает заниматься демагогией, что делать с этим правительством? Как вы оцениваете происходящее?

- Ситуация реально очень тяжелая, тяжелая не только по результатам войны, в целом носящим катастрофический характер, соизмеримый с потерями, если не 1915 года, то 1920-го точно. Проблема еще в том, что и после войны системный кризис продолжается. Страна находится в нокдауне, вся государственная система управления находится в нокдауне, а война при этом не закончена. То есть даже если активная фаза войны закончена, есть масса других важных вопросов, для решения которых просто критически важно иметь действующее функционирующее государство – государственный аппарат, способный управлять этими кризисами.

К сожалению, я не вижу никакого потенциала у сегодняшних властей, не вижу с их стороны понимания глубины и остроты кризиса, в котором находится не только страна, но и вся нация – и в Армении, и за рубежом. Есть кризис гуманитарный, есть кризис, связанный с без вести пропавшими, ранеными, семьями беженцев, переселяющимися из Арцаха в Армению. Абсолютно нет никакой системы организации помощи этим семьям - я уж не говорю об их расселении, и т.д.

Есть потенциально жесткий экономический кризис. Есть огромнейшая проблема на границе Сюника и Вайоц-Дзора, которая просто оставлена на самотек. И есть фатальные тенденции к усилению радикализации и поляризации общества сегодня как в Армении, так и в Арцахе. Мы имеем тяжелейшую картину, когда враг сам определяет, где проходить границе, когда с его стороны присутствуют войска, а с нашей - сельчане, пытающиеся о чем-то с ними договориться.

- А решений на государственном уровне при этом нет…

- Это чудовищно. И что меня чрезвычайно волнует и волновало с первых дней военных действий – так это то, что я не увидел консолидации между нынешним руководством страны и предыдущими властями. Она должна была иметь место, повторюсь, с первых дней войны, но не произошла. Как я себе представлял ситуацию: что на второй же день войны должны встретиться все бывшие и нынешние руководители страны, сесть вместе и решить, как действовать дальше. То есть применить все ресурсы, все возможные контакты за рубежом, внутри страны, чтобы консолидировать общество и воевать с врагом. Но получается так, что для нынешнего руководства Армении «внутренний враг» более неприемлем, чем внешний. Это то, с чем я никаким образом смириться не могу.

Для меня призрак поражения возник тогда, когда я понял, что, как такового, даже диалога прямого диалога между ними нет. Первый, второй, третий президенты страны встретились друг с другом - при том, что у них отношения друг с другом, мягко говоря, неоднозначные. Однако нынешняя власть вообще не пошла с ними на прямой контакт. И это удручает. Удручает и другое: военное поражение – это только часть поражения. Состояние морального поражения, бесчестья, через которое мы проходим и в котором тоже есть ответственность сегодняшней власти, будет усугубляться, потому мы задаемся вопросами, на которые нам не дают ответов. Почему именно таким образом и с таким результатом мы проиграли войну, почему именно такая капитуляция, а была ли альтернатива, а можно ли было продолжить переговорный процесс? Почему мы получили войну в самое неудобное время, в самых неподходящих обстоятельствах при нулевой поддержке какой бы то ни было внешней стороны? Масса вопросов, остающихся без ответов, и при этом нет и никаких действий властей в этом направлении. Если так продолжится дальше, то это ощущение бесчестья и чувство бессилия будут заражать наш народ, как в Армении, так и в диаспоре.

- Что же делать?

- Нынешние власти обязаны предпринять действия, не размазывая свою ответственность, не перекладывая на всю нацию тот позор, через который мы проходим, потому что необратимые последствия такого подхода отразятся на будущем всей нации и государства. В чем суть изменений, которые я считаю важными претворить в жизнь? Первое: обязательное в ближайшее время формирование антикризисного правительства согласия – пусть в него войдут и представители сегодняшней власти. Отставка премьер-министра Никола Пашиняна, как символа капитуляции, обязательна – здесь без вариантов. Далее – формирование, как я уже сказал, временного антикризисного правительства. Между тем, мы – парламентская республика, и, соответственно, парламент должен эти решения принимать, парламент должен проводить консультации со всеми сторонами.

В идеале я вижу следующее: чтобы все предыдущие президенты страны, премьер-министры сели вместе, проанализировали и поняли, кто был лучшим за 30 лет в системе государственного управления – в каждом из направлений. Речь идет о министрах, замминистрах, начальниках управлений и т.д. Критерии отбора – компетенция, умение работать в команде, национальное мышление, максимальная аполитичность, насколько это возможно, и минимальный антирейтинг. То же самое касается кандидатуры премьер-министра – сегодня не столько важно, чтобы у премьера был высокий рейтинг, сколько важно его соответствие вышеупомянутым критериям, плюс минимальный антирейтинг. Потому что любая фигура, которая не ведет к консолидации по факту и по делу, ведет к расколу и краху. Слова премьера Пашиняна «всех люблю, всеми горжусь», которые он постоянно повторяет, всегда были, мягко говоря, враньем, потому что он никогда не действовал в этом ключе.

- Итак, антикризисное правительство – на какой срок?

- На год. После этого выборы. Почему нет альтернативы антикризисному временному правительству, и почему оно важно? Если оно состоится, мы можем попытаться сформировать, закрепить государственную форму управления именно исполнительной власти, исходя из принципа меритократии – отбора лучших по вышеупомянутым принципам. За год у партий будет время подготовиться к выборам и, возможно, впоследствии, когда выборы состоятся и какие-то партии придут к власти, они также приложат усилия к тому, чтобы сохранить максимально профессиональную и аполитичную систему исполнительной власти, что крайне важно.

Я понимаю, сегодняшние власти хотят в лучшем случае действовать так, будто нет никакой катастрофы, нет кризиса, либо хотят быстро провести внеочередные выборы, что чревато очень плохими последствиями. Потому что, во-первых, политическое поле сегодня абсолютно разбито, а во-вторых, это означает, что еще в течение нескольких месяцев страна будет пребывать в состоянии инфаркта. А нам сейчас нужно решать вопросы, которые завтра решать будет поздно – например, вопросы, связанное с границей. Надо понимать, что если азербайджанцы встанут на какие-то позиции в контексте границы, то потом их оттуда уже не сдвинуть. Они вовсе не дураки, и пытаются сегодня максимально выгодно использовать момент, чтобы занять любые удобные позиции, в том числе и с расчетом на будущие войны, если они возникнут. А думать, что война закончена – это иллюзия. Очень опасная для нас иллюзия…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.