Процессы и события вокруг двух арцахских сел Гадрутского района – Хцаберда и Хин Тахера, продемонстрировали отсутствие механизмов контроля за выполнением договоренностей о прекращении огня. Власти Армении, подписывая совместное заявление, не потрудились добиться закрепления четких механизмов соглашения. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил политолог, руководитель аналитического центра "Восканапат" Грант Мелик-Шахназарян.
Два населенных пункта после перемирия оставались под армянским контролем, превратившись в эксклав, поскольку весь Гадрутский район занят азербайджанцами. Однако азербайджанские ВС 11 декабря инициировали наступление, попытавшись захватить их, но получили резкий отпор. С армянской стороны шесть человек были ранены, у противника были погибшие и раненые. Позже стало известно, что прибывшие в район боевых действий российские миротворцы включили эти села в зону своего патрулирования.
По мнению Мелик-Шахназаряна, Азербайджану безусловно, не нужны конкретные механизмы контроля, так как их отсутствие дает возможность перекраивать линию соприкосновения в выгодном для себя варианте. Инициативу должна была проявить армянская сторона, ее дипломатия. Но этого не было сделано. В итоге проблему удалось решить благодаря героизму армянских военнослужащих, а позже и с помощью российского вмешательства.
"Для меня совершенно непонятна пассивность армянского руководства. Каждый раз, когда Баку на самом высшем уровне угрожает нам, озвучивает какие-то территориальные претензии, демонстрирует свою экспансионистскую сущность, как например, во время парада, наши власти молчат. Нужно добиться того, чтобы международное сообщество дружно осудило эту политику азербайджанской стороны", - считает Мелик-Шахназарян.
Но Ереван не только отмалчивается, но и перекладывает ответственность за безопасность границ на российских военных. Недавнее заявление пресс-секретаря премьера о том, что селами Хцаберд и Хин Тахер должны заниматься российские миротворцы, эксперт расценивает как признание собственной недееспособности и безответственности.
"Но тогда возникает вопрос, а зачем Армении правительство, если оно неспособно отстаивать интересы страны, не занимается проблемами безопасности и все время апеллирует к иностранному воинскому контингенту?", - говорит он.
По мнению нашего собеседника, постоянные отсылки к российским миротворцам свидетельствуют только об одном – неспособности, а может и нежелании самим разруливать ситуацию, устранять последствия войны. Именно поэтому идет постоянный поиск виновных и ответственных, независимо от того, кто эти "виновные" - армянская оппозиция или российские военные.
Наглядной демонстрацией беспомощности Пашиняна эксперт считает его же слова о том, что, мол, армянские военные не могут действовать по той логике, по которой действуют ВС Азербайджана, так как в этом случае они поставят под сомнение деятельность миротворческого контингента.
"Это показывает, что даже самые незначительные проблемы, связанные с неприкосновенностью границ Армении или Арцаха, власть не способна решать. Постоянное стремление выглядеть конструктивным – это всего лишь оправдание бездействия. Постоянное потакание желаниям и капризам азербайджанских военных лишь подогревает их аппетит", - считает политолог.
Ситуация усугубляется еще и тем, что из-за фактически капитуляционного документа власти Армении утратили возможность говорить с противником с более или менее равнозначных позиций. Поражение и капитуляция оказывают крайне негативное психологическое влияние на армянское руководство.