Армения должна начать диалог с Азербайджаном для улучшения своего будущего. Об этом заявил глава парламентской Комиссии по обороне и безопасности Андраник Кочарян. Он отметил, что не стоит забывать случившееся, и дипломатические связи должны основываться на оценке всех экономических и военных рисков. «Мы должны принять поражение и двигаться дальше, понять уровень ответственности и, в конечном счете, попробовать выстроить диалог с победившей стороной, как бы трудно это ни было», – заявил Кочарян.
После трехстороннего заявления 9 ноября Франция и США не раз заявляли, что оно не может считаться окончательным миром, и необходимо вновь вернуться к переговорам. Вот почему Россия и Турция спешат оформить очередной раздел Армении, но на этот раз — руками уже самой Армении, власть которой готова сделать последний шаг.
Последний шаг — это подписание большого договора между Арменией, Азербайджаном «под эгидой» Турции и России. Этим договором Армения может признать границы не только с Азербайджаном, но и Турцией, окончательно отказаться от прав на Карабах и Нахиджеван, а также Карс, Ардаган и Арарат. Армения утеряет силу права, которое признается миром.
До сих пор Ереван не признавал армяно-турецкую границу. Турецкое руководство не раз пыталось «уговорить» армянские власти признать границу, в последний раз это было в 2008 году, когда Россия и Турция затеяли «футбольную дипломатию» и чуть было не лишили Армению силы права.
Тогда не получилось сделать это мирно, спустя 12 лет они решили, что пора применить силу и, напугав Армению, отнять у нее право войной. Андраника Кочаряна, фактически, удалось напугать, и он смиренно предлагает пойти на поклон к Азербайджану и признать новую границу.
Такие вопросы не решаются силой, говорит замгоссекретаря США Филип Рикер. Армения 30 лет назад одержала победу на поле боя, но не смогла урегулировать конфликт, сомневаюсь, что на этот раз удастся это сделать Азербайджану, говорит Рикер.
Это не просто заявление, это предупреждение Армении, чтобы страх перед новой войной не заставил ее сделать то, что потом не исправить. Трехстороннее соглашение — это только документ, подписанный тремя людьми, он не имеет никакой правовой силы. Вот почему Турция и Россия так спешат заключить легитимное соглашение, а подписать его может только Армения.
Путин пытается удержать Никола Пашиняна у власти, потому что еще нужно довести до конца какие-то дела. После первой Карабахской войны, в которой победу одержали армяне, Баку в течение 30 лет не подписывал ни один документ, который мог его к чему-то обязать. Сила подписи мощнее Смерча и Байрактаров. Это понимают в Анкаре и Москве, но не понимают в Ереване. В противном случае Ереван всего через месяц после установления сомнительного перемирия и ввода оккупационных войск не стал бы отказываться от права своей подписи. От Еревана многое зависит. Но что можно сделать с такой властью и оппозицией?