"Я столько проклятий в адрес руководства страны лет 50 не слышал", - отмечает в интервью "ГА" доктор социологических наук, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

- Геворг Арамович, в каком состоянии наше общество сегодня?

- В коматозном. После такого шокового, позорного, неожиданного поражения общество в коме. Общество не было готово к поражению, наоборот, оно было готово к победоносной войне, которая еще больше усилила бы наши позиции и даже расширила бы границы безопасности Арцаха. Словом, состояние шоковое. Причем, когда мы говорим "общество", то должны понимать, что оно неоднородное, расщепленное, атомизированное. Есть часть населения, которая действительно в шоке, в их числе люди, потерявшие своих родных и близких на войне. Есть другая часть, которая в полной растерянности и просто не понимает, что происходит, почему так произошло. Есть часть, которая предполагала, что так будет и готова проводить акции протеста, требовать смены правительства, готова к активным действиям. И есть также сегмент, продолжающий слепо верить в эту власть и считающий, что нельзя ее менять, потому что для них это будет двойная катастрофа. Вот в таком состоянии находится наше общество. Что касается правительства, то оно не желает уходить. Между тем, очевидно, что эта власть – политический труп, дальше управлять, руководить страной она просто не в состоянии, ни в законодательном, ни тем более в исполнительном плане во главе с премьером. Это ясно всем. Другое дело, что страна, видимо, перешла под внешнее управление, и произошло это не сегодня, а в 2018 году. Поэтому оставаться Николу и его команде или уходить, зависит, как я понимаю, в большей степени от того, как на это смотрят крупные державы, которые здесь еще планируют какие-то акции.

- Так что, не протестовать, что- ли?

- Обязательно протестовать. Общество должно выражать свое отношение. Потому что в любом случае, это еще и мессидж для тех сил, которые поддерживали бархатную революцию, и очень серьезный знак, что дальше управлять Арменией эта власть просто не в состоянии. Тем не менее, повторюсь, мне кажется, что страна настолько сильно отдана под внешнее управление, что даже вопрос "уходить или оставаться" решается не в Ереване. С другой стороны, народ требует отставки правительства – настроения можно проследить и по соцсетям, где "поклонников" у премьера становится все меньше и меньше. Даже Facebook отворачивается от нынешней власти, а весь это единственная реальность, в которой жили "бархатные" управленцы, через которую проводили свою политику и полагали, что общаются с обществом. Общество же было сведено до мизерной виртуальной части соцсети. На самом же деле общество другое. И, кстати, судить по тому, сколько сегодня тысяч людей собирается на площади, тоже неправильно, более того - смехотворно. Даже если 200-300 тысяч народу соберется, премьер не уйдет. Для него это не будет аргументом. Всегда можно найти какое-то объяснение – что это не те люди, их привели, они не хотели и т.д.

- То есть Пашинян будет цепляться за власть до последнего?

- Да. И этот вовсе не вопрос того, сколько человек будут выходить на акции протеста. Один из ключевых вопросов здесь для Никола - вопрос его личной безопасности и безопасности семьи. Как и для других представителей власти. Кто даст им гарантии безопасности, как их будут обеспечивать, куда вывезут и т.д. – полно подобных вопросов, которые у власти на первом месте. Я предполагаю, что власть очень сильно напугана сейчас, напугана тем взрывом ненависти, которую она увидела в лицах людей, якобы ее избравших. И эта очевидная ненависть порождает в представителях власти страх. Потому что каждый из них, ясное дело, думает о себе и семье. То, что произошло с Араратом Мирзояном, могло в гораздо худшей степени произойти и с более ответственными лицами. Обратите внимание: сегодня власть обеспечивает свою неприкосновенность исключительно силами полиции. В свое время я говорил, что мы идем к диктатуре. Но сегодня даже диктатура Николу не удается. Это провалившаяся власть, она провалила политику, войну, страну и внутренние отношения. Вопрос: почему силовики послушно исполняют волю Пашиняна? Потому что сегодня в силовых ведомствах сидят люди, которых он же туда и посадил. Неудивительно, что полиция не переходит на сторону народа. Это та полиция, которой руководит человек, назначенный Николом. Более того, я думаю, что там есть и переодетые люди, не совсем, скажем так, полицейские. Рано или поздно очень многое выяснится. После ухода этой власти выяснится так много , что мы еще один шок переживем.

- Вы говорите, что премьера и его "подельников" вывезут из страны. Не верите, что они ответят перед законом?

- Не уверен в этом. Потому что те силы, которые привели "бархатных" к власти – они же их и вывезут. Не всех, но главных. Как мы проснулись 9 ноября и узнали, что капитуляция подписана, все территории сданы, тысячи погибших, раненных, пленных, точно так же в день "Х" мы проснемся и узнаем, что правительство уже не в Ереване. И давно переправлено туда, куда его собирались переправить для обеспечения безопасности. Сегодня Пашинян, что ни день, строчит посты в Facebook, пытаясь оправдаться, тогда как абсурдные и пространные объяснения еще больше усугубляют его положение. Я столько проклятий в адрес руководства страны лет 50 не слышал.

- Что нас ждет? На носу зима, тысячи беженцев, экономический крах выглядит неизбежным. Каковы ваши прогнозы?

- Если мы говорим о внутренних процессах – социальных, экономических, демографических, то здесь крайне важно, чтобы те новые люди, которые придут на место провалившейся власти, оказались крепкими профессионалами с опытом управления и налаженными связами с Россией, Ираном, Грузией и т.д. Тот факт, что нынешняя власть, профукавшая все, что можно было профукать, уйдет, даже не обсуждается. Но те, кто придет следом, должны быть, повторюсь, опытными профессионалами, командой, которая сможет вытащить страну из глубокой ямы. Должно быть создано временное правительство национального согласия во главе с опытными и умными руководителями, могущими разумно организовать переходный процесс от краха к восстановлению, реанимации. Далее же вопрос, так или иначе, будет решаться путем внеочередных выборов в парламент. Причем, говоря о временном правительстве, мы должны понимать, что одна личность, скажем, Карен Карапетян или Вазген Манукян, мало что сможет сделать, все должны быть в команде.

- Мы вообще когда-нибудь очухаемся от произошедшего?

- Не могу обрадовать. В этом контексте мы должны учитывать не только внутренний, но и внешний аспект – региональные развития, чрезвычайно опасные сегодня. Все, что связано с возможной войной против Ирана, безусловно, отразиться и на нас, потому что в этих условиях Турция и Азербайджан попытаются оторвать от Армении то, что давно собирались оторвать. Их цель – обеспечить выход через Нахиджеван на Азербайджан сухопутным путем. А это значит отсечь Горис, Зангезур, нам это грозит потерей государственности. Этого нельзя допустить. Мы должны понять, что после очень тяжелой, серьезной болезни, лечение бывает не менее тяжелым. Ожидать каких-то радужных рецептов, лозунгов и т.д., которые помогут быстро встать на ноги, не стоит. Это будет очень тяжелое выздоравливание, причем выздоравливание, связанное с определенными потерями суверенитета, потому что очевидно: те силы, которые привели "бархатных" управленцев к власти, своей целью имели оторвать Армению от России. Но получилось наоборот. Сегодня единственная веточка спасения связывается с Россией, и в Карабахе даже в большей степени, чем в Армении. Хотя и для Армении это актуально. Нынче это осознают даже те прозападные силы, которые кричали, де, надо убрать Российскую 102-ую военную базу, выйти из ОДКБ – по крайней мере, они заткнулись. Поскольку поняли, чем это грозит. А ведь сколько лет разумные люди твердили, что в этом регионе должны быть либо Россия, либо Турция – других кураторов, других крупных игроков нет. И те силы, которые хотели оттолкнуть Армению от России, в итоге еще больше к ней приблизили. Сегодня ключевой идеей для нас должна стать идея спасения нации. Пока единственный маячок, который может гарантировать безопасность и Армении и Арцаха, точнее того, что от него осталось - Россия. На каких-то условиях. Причем еще надо, чтобы она согласилась. Форма может быть различной, но ясно одно: гарантом безопасности нашего народа должен быть очень сильный союзник. Сильным союзником для Армении может быть только Россия.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.