Новый министр экономики Ваан Керобян намерен провести детальную инвентаризацию, чтобы понять масштабы потерь в Нагорном Карабахе, разработать механизмы их восстановления. А пока – самое очевидное и ясное без каких-либо дополнительных исследований.
…РАЙЦЕНТР МАРТАКЕРТ БЫЛ ОСВОБОЖДЕН ЛЕТОМ 1993 ГОДА, целый год до того находясь в руках противника. Местные жители рассказывают, что, вернув ключевой район Арцаха под контроль Степанакерта, армянские подразделения, входя в город, с удивлением взирали на свежепокрашенные навесы некоторых домов и другие следы начатого азерами ремонта жилья: по-видимому, у них даже в мыслях не было, что их, непрошеных гостей, скоро выбросят отсюда. Однако 6 населенных пунктов Мартакертского района после военных действий оставались незаселенными, а 8 – продолжали оставаться под контролем противника. Об этом напоминали названия новых сел района – Нор Марага, Нор Кармираван, Нор Айкаджур. Мартакерт всегда был полуфронтовым городом, так как окопавшийся всего в 3-4 км от райцентра недружественный сосед постоянно держал жителей и военных в напряжении…
В свое время Общеармянским фондом "Айастан" были собраны средства на реализацию стратегической программы по строительству автотрассы Варденис-Карвачар-Мартакерт, 114 километров которой заасфальтировали и благоустроили, потратив порядка $30 млн. Коммуникационная связь Армении с Арцахом серьезно упрочилась, поскольку наряду с действующей дорогой через Лачинский коридор и Сюник Горис-Бердзор/Лачин-Степанакерт (6-7 часов до Еревана) начала функционировать автотрасса через Карвачар/Кельбаджар и Варденис, которая позволяла доезжать из Еревана в Степанакерт всего за 3 часа.
Сегодня эта важная дорога стала для нас недоступной. В связи с этим возникают обоснованные сомнения в наличии элементарного здравого смысла у премьера Пашиняна и некоторых поддакивающих ему экспертов, которые возлагают слишком большие надежды на разблокирование в регионе коммуникаций и экономических инфраструктур. Пока что мы, напротив, становимся свидетелями новых заблокированных дорожных коммуникаций и усиления блокады Армении и Арцаха…
МОЖНО СЧИТАТЬ ПОТЕРЯННЫМ И НАХОДЯЩИЕСЯ МНОГИЕ ГОДЫ под нашим контролем крупные золотые прииски в Зангеланском районе с запасами драгоценных металлов на общую сумму в $40 млрд. Примечательно, что еще до завершения боевых действий в Нагорном Карабахе, а точнее 27 октября, уже появился пресс-релиз компании Anglo Asian Mining, в котором она объявила о своем намерении заняться поиском и добычей золота на территории, которая практически без боя была сдана Азербайджану.
Здесь уместно вспомнить и о неопределенной судьбе крупнейшего золоторудника уже непосредственно в Армении – Сотке. В настоящее время ведутся переговоры между топ-менеджментом эксплуатировавшей рудник российской компании "ГеоПроМайнинг Голд" (GPM Gold) и азербайджанской стороной, которая вряд ли откажется от своей доли прибыли в условиях, когда новая граница между странами прочерчена прямо по руднику. А это, безусловно, негативно скажется как на рентабельности Араратской ЗИФ (золотоизвлекательная фабрика), куда для переработки перевозилась руда с Сотка, так и на деятельности Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД), 54% грузооборота которой и составляли собственно эти перевозки.
И наконец, еще одна важная для экономики НКР отрасль – туризм, который в последние годы рос двузначными темпами. С учетом того, что эта сфера важна, в частности, с точки зрения развития малого бизнеса, непризнанная республика вкладывала значительные средства в развитие туристической инфраструктуры, реконструкцию историко-культурных достопримечательностей Арцаха, развитие сервиса. На сегодня, однако, ресурс туризма в армянской части Арцаха резко сузился, поскольку многие его активы перешли под контроль Азербайджана, и если туристы и будут посещать эти места, то дивиденды от этого получит именно эта страна.