27 ноября в Москве секретарь Совбеза России Николай Патрушев принял экс-секретаря Совета Безопасности Армении Артура Багдасаряна. Багдасарян рассказал в интервью Sputnik Армения подробности встречи.

- 27 ноября вы встретились с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым. По какому поводу и по чьей инициативе состоялась встреча? Это была первая встреча после того, как вы покинула пост секретаря Совбеза Армении?

- Николай Патрушев – мой давний друг, у нас приятельские отношения, и нет никаких сложностей в общении, или проведении встреч и обсуждении проблем. Патрушев также один из лучших друзей нашей страны и нашего народа. Мы вдвоем, без громких слов,  проделали большую работу по развитию союзнических армяно-российских отношений, причем, как двусторонних, так и многосторонних, в формате ОДКБ, ЕАЭС, СНГ. 

Мы инициировали множество проектов, связанных с развитием сферы безопасности, были авторами различных проектов военно-политических актов и актов, связанных со сферой безопасности, двусторонних и многосторонних решений, содействовали укреплению договорно-правовой базы армяно-российского стратегического сотрудничества, в том числе и в рамках ОДКБ.

Темы, которые мы обсуждали во время встречи, отражены в официальном сообщении.  Если в двух словах,  то речь шла о сложившейся ситуации, возможном  развитии событий, демаркации границ, возвращении пленных, поисках без вести пропавших, защите культурного, в том числе и церковного наследия, об активной российской поддержке и многом другом.

- Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества между армянским и российским Совбезами в контексте новой ситуации, сложившейся в регионе?

- В годы моего руководства Совет безопасности был влиятельной структурой с серьезными полномочиями, с высоким уровнем международных связей. Совет безопасности был важнейшим механизмом координации множества проблем. Благодаря партнерским связям нам удавалось сделать так, чтобы вопросы безопасности были услышаны, обсуждены и решены совместно с нашими очень влиятельными друзьями. Проделывалась огромная работа как внутри страны, так и за ее пределами.

После моего ухода, за эти 6 лет, эта важнейшая структура, к сожалению,  потеряла свои функции. Я не очень хорошо информирован о том, каковы сейчас отношения армянского и российского Совбеза, но полагаю, что рабочие , трудовые. По крайней мере, знакомство   с Патрушевым и со стилем работы Совбеза РФ, вселяет уверенность, что отношения - партнерские, тем более, что Совбез Армении, наверняка, также  заинтересован в развитии этого сотрудничества, особенно в свете последних событий.

- В официальном сообщении о вашей встрече с Патрушевым говорится, что обсуждался также вопрос пленных. Упоминались ли конкретные сроки реализации процесса по возвращению военнопленных?

- Как я упоминал ранее, мы многое обсуждали, но я не государственный служащий, и встречался с Патрушевым как друг. Могу сказать лишь, что вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, находятся непосредственно в фокусе внимания президента РФ Владимира Путина и Совета Безопасности России. 

Вопросы военнопленных и без вести пропавших являются первоочередными, они носят гуманитарный характер, и я занимаюсь этими вопросами в каждодневном режиме. Мы все с нетерпением ждем их возвращения и должны объединить свои усилия, чтобы это произошло, как можно скорее. Во время нашей встречи господин Патрушев также отметил, что считает эти задачи приоритетными.

- Как экс-секретарь Совбеза и государственный, политический деятель, как вы оцениваете сложившуюся в Армении поствоенную ситуацию?

- Ситуация в Армении сегодня действительно вызывает озабоченность. Из-за стихийных решений у нас было много пробелов, упущений и потерь. Когда государство не управляется институциональными механизмами, когда не просчитываются реальные вызовы в сфере безопасности, отсутствуют объективная оценка,  анализ военно-политической ситуации и методы противодействия;  когда должным образом не выполняются политическая, дипломатическая, военная и информационная разведка, а также действия во многих других направлениях, получаем то, что получили.

Например, после широкомасштабных турецко-азербайджанских военных учений на границе с Нахиджеваном,  даже открытие источники трубили о надвигающейся войне. К сожалению, должного анализа сделано не было. Немало ошибок и недочетов было во время 44-днейвной войны. Более того, нетрезвый анализ ситуации, беспорядочность оперативно-тактических решений, отсутствие четкой институциональной системы управления, особенно в военной обстановке, привело к принятию стихийных решений. Мы стали очевидцами болезненных результатов этих решений.

- Каким вам видится выход из этой ситуации? Собираетесь присоединиться к силам, требующим отставки премьер-министра?

- Мне кажется, выход - в проведении внеочередных выборов, о которых я публично говорил еще 20 дней назад. Сейчас у нас сложилась совершенно новая ситуация. Власть заявила о взятии ответственности за подписание пресловутого документа, что, в первую очередь, означает решение вопроса с голосом доверия. Невозможно не поднимать вопрос доверия после такого поворотного решения для судьбы народа.

Это всего лишь вопрос времени. Народ должен выразить свое свободное волеизъявление и принять решение. Я уверен, что это произойдет путем цивилизованных переговоров между властью и оппозицией, без потрясений и столкновений, с четкой путевой картой, в которую должен быть включен переход к полупрезидентской форме правления и переход к 100%-ой пропорциональной системе, без рейтингов.

Уверен, что выборы и избранная в результате этих выборов власть должна прийти и ответить на вызовы, которые встали перед нашей нацией. Я внимательно слежу за развитием событий, и пусть не вернулся в активную политику, но по мере необходимости публично заявляю свою позицию.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.