Диаметрально противоположные геополитические интересы России и Турции в очередной раз сыграли злую шутку с имперскими амбициями президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Случилось примерно то же самое, что было в Сирии и Ливии. И это несмотря на то, что геополитические соперники Москвы и Анкары одни и те же — Вашингтон и европейские столицы.
Сказать, что итоговый расклад карабахского противостояния оказался выгоден России, будет не совсем верно. Вряд ли в Кремле изначально рассчитывали на то, что в прямое военное столкновение придется вмешиваться так поспешно.
Можно ли в противостоянии с Турцией играть в многовекторность?
В России, скорее всего, изначально рассчитывали на то, что Армения как один из немногих прямых стратегических союзников РФ сможет прикрыть хотя бы часть того геополитического фронта, который вырисовывается в глобальном переделе мира. В Москве предполагали, что территории Карабаха Ереван сумеет прикрыть и защитить. В этом случае в Кремле действительно были готовы оказать посильную (и немалую) помощь армянской стороне во всех сферах. Но все изменилось тогда, когда в результате "бархатной революции" к власти в Армении пришли силы, готовые изменить внешнеполитическую ориентированность страны на так называемую многовекторность.
Молодая команда, пришедшая к власти вместе с премьер-министром Николом Пашиняном, считала себя реформаторами. Была воспитана и образована в духе глобализма, который, собственно говоря, уже начал себя изживать. Однако не так-то легко было отказаться от стандартов, к которым привыкли за годы учебы и работы на всякого рода западные фонды и НКО.
Вот и получилось то, что получилось. А именно: воодушевленное идеями глобализации и демократии по западному варианту руководство страны решило, что можно обойтись без стратегического союзника в регионе. Полагали, будто находящиеся за тридевять земель Вашингтон и европейские столицы непременно прикроют Армению от внешних угроз и российская военная база в Гюмри по большому счету уже Еревану не нужна.
А ведь речь шла об активности Турции, которая ранее агрессивно вторглась и в Сирию, и в Ирак, и в Ливию. О той самой Турции, которая ни во что не ставит ни территориальную целостность, ни акваторию Греции и Кипра, которая все время угрожает Евросоюзу беженцами из Северной Африки и Средней Азии (и европейцы этого действительно боятся). Речь шла о той самой Турции, которая недавно у ливийских берегов брала под прицел своих боевых кораблей французский эсминец. И вот Анкара также бесцеремонно вмешалась в противостояние за Карабах, обернувшееся кровопролитной войной.
А вот когда в Карабахе летали турецкие "Байрактары", стреляли РСЗО "TRG-300 Kasirga", а военные операции планировали турецкие специалисты, в Ереване уже поняли, что без помощи российских друзей и их базы в Гюмри ну никак не обойтись.
Сотню лет регион для Анкары был terra non grata
Турция бесцеремонно нарушила созданное Россией устойчивое равновесие между Баку и Ереваном. Москва продавала оружие обеим конфликтующим сторонам в такой просчитанной пропорции, чтобы не было явного дисбаланса и чтобы ни у кого не возникало соблазна развязать большую войну, которая изменит ситуацию в регионе.
И Анкара начала делать это пару лет назад, когда убедилась, что геополитический вектор политики властей Армении все откровеннее кренится в западном направлении. Когда в Ереване предлагали противнику проводить совместные чаепития в Шуши и отливать из патронов женские украшения. Когда говорили о том, что на апрельской войне 2016 года сто армянских солдат в Карабахе погибли "ни за что".
В Анкаре сориентировались так: настала пора взрывать ситуацию во всем регионе. Раз уж Эрдоган решил "идти на восток", то более удобного случая не будет. Причем в Турции отнюдь не на Карабах ориентировались, как на цель военной операции. Вернее, ориентировались на Карабах отнюдь не для того, чтобы просто "вернуть его младшему брату" Азербайджану.
Цель была куда более глобальной – вломиться на Южный Кавказ так, чтобы там и остаться. Ну и (для начала) разделить с Россией контроль над всем регионом. В Анкаре планировали на равных с Москвой сесть за стол переговоров. Решать будущее не только Карабаха, но и всего региона, который вот уже сто лет был для турок откровенной terra non grata. Земля, о которой могли лишь мечтать.
И план был таков, чтобы обязательно соединить дорогой Нахичеван с территорией Азербайджана. Сделать то, за что Анкару в Вашингтоне, в Брюсселе и в Тель-Авиве в итоге и по головке погладят, и похвалят.
Потому что кроме всего прочего, кроме неоосманских, имперских амбиций Эрдогана (к которым, почему-то на том же Западе относятся несерьезно), НАТО получает прямой выход к "северным воротам" Ирана. Ну, еще западные коврижки Турции перепали бы за то, что вплотную приблизилась к южным воротам России — Северному Кавказу.
Кому же после этого договариваться по Карабаху, если не России?
Но все это было бы возможным при условии, если бы Азербайджан при помощи Турции захватил всю территорию Карабаха, а турецкий (считай, натовский) контингент приступил бы к "миротворчеству" хотя бы напополам с российскими миротворцами. Тогда вопросы по урегулированию карабахского конфликта на равных с Москвой решала бы Анкара. И не только по Карабаху, но и вообще по всему южнокавказскому региону. Только вот незадача.
И тут, как в Сирии и Ливии, интересы то ли друзей, то ли союзников, то ли партнеров — России и Турции — оказались диаметрально противоположны. И раз Армения не признала независимость Карабаха и не отправила туда свои кадровые части защищать соотечественников и не открыла второй фронт на границе с Азербайджаном, то тогда срочно пришлось вмешиваться России.
За миротворческую миссию в Карабахе Москва взялась всерьез не только (и не столько) потому, что надо было перекрыть противнику – Анкаре, доступ в регион. В первую очередь проблема в том, что над армянским населением Карабаха могла нависнуть реальная угроза уничтожения или, как минимум, насильственной депортации. Видимо, именно такой исход и имел в виду президент РФ Владимир Путин, когда объяснил Эрдогану, почему турецкой армии не подойдет миротворческая миссия в Карабахе, где живут армяне. Ведь история этих двух народов действительно окрашена в кроваво-черные, трагические цвета.
Дальше действительно предстоит скрупулезная, сложнейшая дипломатическая работа по распутыванию карабахского клубка. Той же Турции, как ни крути, не удалось разрубить его одним махом, силой оружия. Целых полтора месяца не давали этого сделать Армия обороны Карабаха и армянские добровольцы. Ну и под конец над схваткой встали российские миротворцы. Да и всю дипломатическую работу опять-таки придется провести России.
Не нынешнему же армянскому руководству сейчас садиться за стол переговоров в статусе проигравшей стороны. Да и остальным сопредседателям Минской группы ОБСЕ (США, Франция) вряд ли что светит. Та же Турция уже начала откровенно троллить НАТО, не говоря уж о Евросоюзе. Да и Россия вряд ли даст развернуться тем, кто не смог хотя бы временно остановить кровопролитие.