Региональные развития, к которым может привести начатая Азербайджаном против Нагорного Карабаха 27 сентября широкомасштабная война, безусловно, затронет самые разные аспекты национальных интересов Ирана — начиная от экономики и логистики и заканчивая, скажем, безопасностью границ и внутриполитическими проблемами.
С того берега Аракса на батальные сцены смотрят офицеры и дипломаты
Ирану, конечно, очень хотелось бы не вмешиваться в войну в Карабахе. Ведь нынешняя ситуация, в которой оказалась страна вследствие противостояния с Соединенными Штатами Америки, сделала ее весьма чувствительной к любым резким телодвижениям на геополитической арене.
Дело тут прежде всего в жесточайших экономических и политических санкциях, коими американцы пытаются добить Исламскую Республику, и так переживающую отнюдь не лучшие дни. И в том, что так и не была реализована "ядерная сделка" с шестеркой стран, которую США изо всех сил блокируют, пугая Европу санкциями, если там все же решатся обойти запреты заокеанского союзника. К тому же сейчас никто не может гарантировать, что в какой-то момент Вашингтон не прибегнет к силовому решению "иранской проблемы".
Однако чем дальше затягивается вооруженное противостояние между Карабахом и Азербайджаном, чем больше фактов прямого и косвенного участия в военных действиях третьих стран, тем меньше шансов у Тегерана уклониться от участия в процессах, происходящих близ границ Ирана.
И если на ранних стадиях конфликта лишь рядовые жители Ирана частенько наведывались на берег Аракса, чтобы, словно в театре, воочию "полюбоваться" батальными картинами, то в последнее время туда зачастили также высокопоставленные чиновники, военные и дипломаты.
На днях, когда военные действия уже совсем вплотную приблизились к иранской границе, этот тревожный участок посетил командир Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Хосейн Салами. Причем особое внимание он уделил району Худаферинского водохранилища, за контроль над которым шли ожесточенные бои.
Тревогу иранцев за судьбу этого водохранилища понять можно. Они достаточно свободно пользовались запасами пресной воды, серьезный дефицит которой наблюдается на территориях ИРИ в южном направлении. В Тегеране не без оснований полагают, что в случае перехода водохранилища в руки азербайджанской армии могут возникнуть проблемы с водопользованием. В открытую об этом пока не говорится, однако повышенное внимание к водохранилищу уже чувствуется.
Вояж Аракчи – не случайность в повестке иранской дипломатии
Ощущается со стороны иранских военных беспокойство также по поводу участия в боях "по ту сторону Аракса" ближневосточных наемников, которых в большом количестве перебрасывает в помощь Азербайджану "старший брат" — Турция. С этим отребьем у иранского руководства свои счеты. Страна уже достаточно долго делает все возможное, чтобы удержать боевиков "по найму" как можно дальше от своих границ.
Иран платит серьезные деньги, финансируя и своих добровольцев, воюющих на сирийской территории с боевиками "Исламского государства" (ИГ* - террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других стран. - ред.) и прочие вооруженные формирования. Также Тегеран помогает властям Сирии — и оружием с боеприпасами, и горючим для бронетехники, ведь эта страна больше всех пострадала от этих "солдат удачи".
Именно с этим в первую очередь связано то обстоятельство, что тот же КСИР еще в самом начале военных действий в Карабахе уже перекинул на северную границу Ирана тяжелую бронетехнику. Это случилось, кстати, сразу после того, как с заявлением о присутствии на военной арене боевиков-наемников выступил директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин.
После этого, видимо, по мере накопления информации о присутствии наемников группировка иранской бронетехники тоже стала численно расти. На днях достаточно резкое заявление сделал уже командующий Вооруженными силами ИРИ Абдулрахим Мусави: "Наши силы будут яростно и беспощадно бороться с присутствием террористов ИГ* у наших границ".
Словом, чем острее ситуация на линии карабахско-азербайджанского противостояния, тем больше беспокойства это доставляет иранскому руководству. С военными в любом случае все понятно. Они вольны делать любые телодвижения на своей территории и, по большому счету, на внешнеполитической арене это никого не касается.
А вот то, что активизировались иранские дипломатические службы – это уже является свидетельством действительно крайней степени обеспокоенности. И одно то, что в дальний дипломатический вояж собрался заместитель министра иностранных дел ИРИ по политическим вопросам, спецпосланник президента Ирана Аббас Аракчи, свидетельствует о многом. Аракчи посетит Москву, Баку, Ереван и Анкару. А до этого (то есть в среду) в планы спецпосланника входит посещение границы Ирана с Арменией и Азербайджаном.
В регионе ожидается большая охота за боевиками-наемниками?
О чем будут говорить на дипломатических подмостках, узнаем в свое время. Однако сам факт таких резких телодвижений со стороны Тегерана, который в своих дипломатических реакциях и предпочтениях всегда консервативен и предельно осторожен, может свидетельствовать лишь об одном: иранское руководство не просто беспокоится, а глубоко встревожено складывающейся по ту сторону своей северной границы ситуацией. И дело не только в наемниках, которых стабильно перебрасывает в регион Турция.
У Ирана беспокойство более глобального плана. Собственно нестабильная ситуация в регионе может стать фитилем, к которому спичку может поднести любой недоброжелатель. А недоброжелателей у Ирана на внешнеполитической арене более чем достаточно.
Весьма интересно объяснил недавно позицию своего руководства посол Исламской республики Иран в Российской Федерации Казем Джалали: "Нет сомнения, что присутствие любой транснациональной силы или террористической силы в регионе может еще больше осложнить текущий конфликт и создать новые угрозы. Поэтому мы видим лучшее решение проблемы в том, чтобы страны региона объединили свои усилия, чтобы решить этот кризис и не дать террористам сконцентрироваться в регионе".
Следует понимать так, что у Аббаса Аракчи важнейшая международная миссия. Скорее всего, он попытается либо сам, либо совместно с российской дипломатией все-таки добиться хотя бы временного прекращения огня. С другой стороны, видимо, предстоит серьезный разговор в Анкаре касательно террористов.
Ведь иранцы, по большому счету, серьезные специалисты по борьбе с международным терроризмом. И в этом плане Тегеран может весьма успешно противостоять "нашествию" головорезов. Причем не только уничтожать наемников на поле боя, но и перекрывать каналы переброски боевиков в регион, которые наладила Турция и буквально наводнила Южный Кавказ всякого рода отребьем с Ближнего Востока.