Президент Армении Армен Саркисян и правящая партия пытаются сломить сопротивление друг друга в вопросе кандидата на пост члена Конституционного суда. Такое мнение политтехнолог Армен Бадалян высказал в интервью Sputnik Армения.
Ранее газета "Жоговурд" со ссылкой на собственные источники сообщила, что парламентская фракция "Мой шаг" приняла окончательное решение не поддерживать предложенную президентом Армении кандидатуру Артура Вагаршяна на пост члена Конституционного суда.
Глава постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам парламента Армении Владимир Варданян, комментируя по просьбе Sputnik Армения решение фракции "Мой шаг", обратил внимание на то обстоятельство, что речь здесь идет о тайном голосовании.
"Никто сейчас не может высказать свою позицию по этому вопросу. Обсуждения в парламенте направлены на то, чтобы понять, может ли конкретный кандидат полноценно выполнять функции на посту судьи КС и миссию, которую будет на него возложена", - сказал Варданян.
Он отметил, что каждый депутат выскажет свою позицию в кабинке для голосования, согласно своим личным убеждениям.
В свою очередь политтехнолог Армен Бадалян считает, что кризис вокруг КС начался после недавних действий властей, направленных на смену судейского состава. В результате возникли сложности с пополнением состава судей. Более того, нарушены сроки рассмотрения многих вопросов, по которым КС уже должен был принять решение.
Что касается кандидатуры Вагаршяна, то вопрос, по мнению политтехнолога, лежит в плоскости отношений президента и блока "Мой шаг" или президента и премьера. Стороны пытаются самоутвердиться.
"Это больше вопрос каких-то интриг, имиджа, чем принципов, связанных со статусом или ситуацией вокруг КС. Президент уже выдвигал кандидатуру Вагаршяна, которую правящая партия отклонила, теперь он выдвигает ее вновь. Возникает детское противостояние, и фракция "Мой шаг" считает, что "если он (президент Армении – ред.) пытается "протолкнуть" своего кандидата, которого мы отклонили, "сломить" правящую партию, то мы ответим тем же". Отношения находятся вот на таком низком уровне", – считает Бадалян.
С точки зрения эксперта, политический вес президента невелик, и он пытается использовать рычаг – выдвижение кандидата на пост КС, для повышения имиджа, однако подобное упорство обеих сторон бессмысленно, ведь это – не тот вопрос, где нужно самоутверждаться.
Более того, если парламент будет отклонять кандидатов президента, а он будет продолжать выдвигать неугодных правящей силе лиц, то возникнет казус.
Бадалян считает, что нынешний состав КС продержится столько же, сколько и правящая партия. Он уверен, что если к власти придет оппозиционная премьер-министру Николу Пашиняну сила, то она найдет способ поменять нынешний состав суда.
"Не исключено, что будет возбуждено и уголовное дело об узурпации власти, о попытке свержения конституционного строя. И не только депутаты, но и избранные судьи КС могут стать фигурантами дела. Это, конечно, необязательно, но факт замены судей после прихода к власти другой силы не вызывает никаких сомнений", - убежден политтехнолог.
Напомним, парламент Армении 30 июня принял поправки к закону "О Конституционном суде". В соответствии с ними, полномочия всех судей КС ограничиваются 12 годами. После принятия поправок были освобождены от должностей трое судей, которые проработали больше 12 лет, - Альвина Гюлумян, Грант Назарян и Феликс Тохян. Председатель суда Грайр Товмасян стал обычным судьей. Поэтому и возникла необходимость выбора сразу трех новых судей. Кандидатов на вакантные места должны представить Общее собрание судей, правительство и президент (каждый – по одному кандидату), а голосует по ним парламент.
Собрание судей уже выдвинуло в качестве кандидата Ерванда Хундкаряна. Правительство предложило на пост судьи КС кандидатуру доктора юридических наук, профессора Ваграма Аветисяна. Однако после встречи с депутатами от фракции "Мой шаг" Аветисян снял свою кандидатуру. Но сложнее всего дела обстоят с кандидатами от президента. С 9 апреля 2018 года, когда Саркисян вступил в должность президента, и до 30 мая 2019 года он представил в парламент 5 кандидатов. Парламент отклонил четырех из них, а еще один взял самоотвод. Последним из отклоненных кандидатов был Артур Вагаршян, заведующий кафедрой теории государства и права в ЕГУ. Его кандидатуру президент представил повторно.