Если бы Ильхама Алиева не было бы на свете, то его следовало бы придумать. Придумать для красочной подачи хрестоматийного материала студентам-международникам и слушателям всевозможных дипломатических академий. Придумать и картинно демонстрировать - что есть нонсенс в практике международных отношений и аномальная политическая личность на фоне естественного, закономерного хода истории. Ибо степень созвучия подобной персоны с реальным течением дел в мировой политике ровно такая же, какая была бы, скажем, у карикатуры Кукрыниксов, вписанной в картину Тициана «Саломея». Гармонизировать себя и свой нефтесосущий трест «ЗАО Азербайджан» с окружающим миром, искать и осваивать свое скромное место в многосложной ткани текущей истории не входит в цели азербайджанского президента. Вместо этого ему уже давно втесалась в сознание и источила душу идея воображать из себя фигуру исторического масштаба, а из Апшерона - пуп планеты Земля. И чем дальше, тем сильнее эта безудержная страсть обуславливает собой поведение, манеры и образ мыслей Ильхама - сына Гейдара, внука Алирзы.
2 сентября Алиев принимал у себя в резиденции новоназначенного посла Греции в Азербайджане Николаоса Пиперигкоса. Следует заметить, что дипломатический этикет предписывает на церемонии вручения верительной грамоты, если даже отношения между странами в силу неких обстоятельств бывают довольно прохладными, озвучивать позитивные слова и мысли, подчеркивать необходимость совместного поиска решения имеющихся проблемных вопросов, выражать надежду на перспективы успешного сотрудничества и улаживание противоречий. Если же ситуация безотложно требует от сторон выражения своих претензий уже на первой церемониальной встрече главы государства и иностранного посла, то острый разговор между ними обычно оставляют за кадром, дабы публичность не лишала переговорщиков возможности дипломатического маневра в последующем.
Конечно, кому, как не Алиеву хорошо известно о подобных тонкостях политико-дипломатической науки, однако будучи прекрасно осведомленным о них, азербайджанский президент все же решил разыграть классическую сцену обращения сюзерена с послом провинившейся вассальной страны. И сложилось ощущение, что кабы не 21-ый век, то к концу беседы (прошу прощения за кощунство) господину Пиперигкосу, согласно широко распространенной средневековой восточной практике, отрезали бы голову и отправили в мешке в Афины.
Дело в том, что Алиев в свойственной себе менторской манере принялся упрекать греческого посла в «неправильном» поведении Афин в отношении к Анкаре. Алиев так прямо и высказался, что, дескать, в осложнении ситуации в Восточном Средиземноморье виновата именно Греция, и что долг любящего младшего брата обязывает Азербайджан быть на стороне Турции во всех вопросах, включительно и «средиземноморском». Далее он коснулся вопроса собственно греко-азербайджанских отношений, заметив, что ни в одной сфере у Афин и Баку не наблюдается нормальных, позитивных сдвигов, чему, естественно, виной «недружественные отношения греков к Азербайджану». Он высказал свое возмущение по поводу теплых связей Греции с Арменией, фактической поддержки Афинами политической повестки Еревана в контексте карабахского конфликта, ну и, конечно же, обратился к стародавней проблеме расторжения контракта по передаче греческих распределительных сетей азербайджанской государственной нефтегазовой компании SOCAR. Алиев прямо заявил, что предыдущее греческое правительство, сформированное партией Syriza своим шагом по расторжению сделки практически «кинуло» азербайджанцев, правда, предпочел умолчать при этом о весьма подозрительных обстоятельствах заключения этого самого контракта, от которого вовсю несло коррупционным душком. Много еще дерзостей наговорил азербайджанский падишах греческому послу Пиперигкосу, чем вызвал удивление международного экспертного сообщества. Аналитики до сих пор обсуждают суть заявлений Алиева, а также его тон и манеры обхождения с греческим дипломатом.
В самом Азербайджане люди, не столь сведущие в делах внешнеполитических и в дипломатической этике, выказывают оргазмические симптомы удовлетворения жесткостью национального башкана, не имея никакого представления на счет последствий подобного поведения своего президента. А то, что эти последствия будут, сомневаться не стоит.
Политическая история мира знает много примеров неделикатного поведения самодержцев с иноземными послами. Были случаи, когда их унижали намеренным нарушением церемониала, секли, отрубали головы или четвертовали. А бывало, что их даже съедали, отрыжкой хороня память об этике дипломатических отношений. И, знаете, во всех этих случаях высокомерие ли или банальное пристрастие к каннибализму чести и прикладной пользы таким монархам не прибавляло, а наоборот.
Да, Ильхам Алиев своими нападками не оставил камня на камне… Но не от Греции и ее посла Пиперигкоса, а от себя лично. Он вчистую разобрал и выставил на обозрение по песчинкам природу зарвавшегося восточного деспота и невежественного политика, которому дармовая нефть ли, легкие деньги ли, агрессивное позерство ли «старшего брата» вскружили голову и стерли осознание соотношения своих угроз с истинными возможностями. Греческое государство никуда не испарится от угроз Алиева, как слон от укусов блохи. Оно будет крепко стоять на своем месте, при своих политических позициях и с осознанием своей достойнейшей роли в истории человечества… не в пример бензоколонке, учрежденной лишь волею пайщиков из-за бугра, и назначивших кассиром в ней хамоватого самодура.
Весьма примечательна показная поза в развалку Пиперигкоса, с которой он спокойно выслушал самоуничтожающую исповедь Алиева (на дипломатическом языке эта поза выражает подчеркнутое пренебрежение). И, конечно же, восхитил ответный емкий текст посла, в котором тот деликатно преподал урок политкорректности и здравомыслия азербайджанскому лидеру.
Греки – народ весьма искушенный в перипетиях истории и опыта жизни им, как никакой другой нации, не занимать. Они не то что вписали в первые главы истории человечества свое имя, а будем честны, сами создали эту историю и построением своей величайшей цивилизации предопределили весь ее дальнейший ход, по наше время. И в силу этой объективной данности ничего, кроме чувства презрения, не вызывает варвар-провинциал, родом из усеянного овечьими катышками и мазутными лужами околотка, который вознамерился поучать уму-разуму колыбель цивилизации, подарившей миру великих Гомера, Платона, Аристотеля, Александра, Фидия, Софокла, Пифагора…
Товарищи недоумки из Апшерона, вы не первые и вы не последние, кто, как прилип, так и отвалится от эллинских сандалий на их историческом пути.