Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin & Co развития в судебной системе Армении.
"После того, как референдум о поправках к Основному закону Армении, касающихся состава и статуса судей Конституционного суда (КС), не состоялся, интерес к реформе высшей судебной инстанции страны, значительно снизился. Вместо всенародного голосования необходимые правительству изменения были приняты в парламенте. К слову сказать, такая процедура имело место впервые за всю постсоветскую историю Армении", - написал Маркедонов.
Он напомнил, что ранее конституционные новеллы принимались на референдуме. Оппозиция резко критиковала кабинет премьер-министра Никола Пашиняна, но ни голосов в парламенте, ни ресурсов за его стенами для противодействия принимаемым поправкам не имела. Как бы то ни было, а почти треть состава КС лишилась своих постов, а председатель суда Грайр Товмасян, успевший стать политическим оппонентом премьер-министра стал рядовым судьей.
"Казалось бы, кейс закрыт. В борьбе исполнительной и судебной ветвей армянской власти, первая из них одержала победу. Однако история получила продолжение, хотя вряд ли оно может называться неожиданным. 22 августа член комиссии парламента по конституционным реформам, профессор Артур Гамбарян на своей странице в социальной сети Facebook поведал миру о том, что имеется предложение объединить в единую структуру КС и Кассационный суд", - написал Маркедонов.
Он отметил, что его коллега по комиссии, лидер объединения "Союз информированных граждан" Даниел Иоаннисян констатировал следующее: "Детали модели пока глубоко не обсуждены. Создаваемый суд, наверное, будет именоваться "Верховным". Известно, что далеко не все участники парламентской дискуссии однозначно одобрили этот проект. Специалисты-правоведы спорят о том, насколько предложенная модель соответствует армянской правовой традиции.
"Но уже сегодня на волне всех этих дискуссий становится понятным, что чисто юридические резоны не определяют ход, темпы и траекторию конституционной реформы. Скорее всего, можно говорить о политической целесообразности, как движущей силе преобразований. Собственно, это было очевидно с того момента, когда "дело Кочаряна" стало рассматриваться в различных судебных инстанциях Армении", - написал Маркедонов.
По его словам, стало ясно, что с их лояльностью новой власти не все так уж благополучно. И те, кто еще вчера жестко критиковали административное давление на судей, "телефонное право" и прочие практики административного вмешательства, начали прибегать к революционной риторике и пошли по пути политизации правовых вопросов. Тем самым дав определенные козыри оппозиции.
"Не факт, что она ими сможет воспользоваться. Но попытается это сделать, по крайней мере. Не стоит сбрасывать со счетов и самих отставленных судей, которые могут начать "искать правду" в международных инстанциях. Тоже не факт, что эти апелляции будут успешны. Однако некий уровень шума будет поднят", - написал Маркедонов.
По его мнению, вполне может оказаться, что мнение внешних инстанций для Никола Пашиняна не так важно, несмотря на широко распространённое представление о нем, как о "западнике".
"Гомогенизация власти, как показали события и в соседней Грузии, порой значит для ее обладателей намного больше, чем репутация последовательного демократа и правозащитника на троне", - написал Маркедонов.

Спорный закон

Спикер Национального собрания Армении Арарат Мирзоян 22 июля 2020 года подписал принятый парламентом 30 июня закон о внесении изменений и дополнений в закон "О конституционном суде".
30 июня президент Армении Армен Саркисян заявил Мирзояну, что не будет подписывать закон о внесении изменений и дополнений в закон "О Конституционном суде". Поэтому полномочия по подписанию изменений, согласно законодательству, перешли к спикеру НС.
7 июля в ходе встречи с членами профессиональной комиссии по конституционным реформам президент заявил о необходимости как можно скорее начать общественные обсуждения по конституционным изменениям.

Суть изменений

Парламент Армении на внеочередном заседании 30 июня во втором и окончательном чтении принял изменения в закон "О конституционном суде". Согласно внесенным дополнениям, будет изменен порядок выдвижения соответствующими органами кандидатов на вакантное место судьи Конституционного суда. Так, сначала кандидатуры предложит правительство, затем президент и после Совет судей.
Также дополнениями в законе закрепляется механизм назначения пенсий членам и судьям КС, чьи полномочия были прекращены из-за последних конституционных изменений (принятых парламентом 22 июня).
Согласно конституционным изменениям, принятым Национальным Собранием Армении 22 июня 2020 года, были ограничены действующие механизмы новой модели формирования Конституционного суда. В результате этого, как оказалось, ряд регулирований по закону "О конституционном суде" не соответствовал внесенным изменениям.

Конституционные изменения

22 июня НС Армении приняло проект изменений в Конституции, которыми распускается Конституционный суд. Так, по новой редакции 213-й статьи Конституции, прекращаются полномочия действующего председателя КС Грайра Товмасяна и тех судей КС, которые находятся на должности суммарно более 12 лет - это Грант Назарян, Феликс Тохян и Альвина Гюлумян. Остальные судьи продолжат работать до истечения этого срока.
 Новый глава КС должен быть избран на 6-летний срок после замещения вакансий судей, образовавшихся после данных изменений.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.