18 августа бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян стал главным советником Никола Пашиняна. Тем самым вопрос о его назначении на высокую должность, который висел в воздухе почти 2 года, можно считать закрытым. Напомним, что в октябре 2018 года новое руководство Армении на фоне скандала с Юрием Хачатуровым прочило его на место Генсека ОДКБ. Затем в августе 2019 года решением президента РА Арутюняну вернули звание генерал-лейтенанта и муссировались слухи, что его ждет должность начальника Генштаба ВС.

ВАГАРШАК АРУТЮНЯН – ОДИН ИЗ ТЕХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ, которые в первые же годы независимости приехали в Армению из России и начали играть заметную роль в силовых структурах новоиспеченной Республики. В 1991-1999 гг. он занимал ряд высоких постов как в стране, так и в рамках СНГ, пока не стал министром обороны – на короткий срок. В 2000-м Арутюнян был освобожден от должности Робертом Кочаряном.

Сам Кочарян объяснил увольнение следующим образом: "Если бы Вагаршак Арутюнян остался на посту министра обороны еще 6 месяцев, армянская армия оказалась бы на грани развала". И добавил, что бывший министр вместо того, чтобы заниматься повышением обороноспособности армии, уделял больше внимания политическим вопросам. Тот факт, что Арутюнян, в отличие от подавляющего большинства армянских военных высокого ранга, действительно активно занимался политикой, был подтвержден в 2002 году, когда он присоединился к Араму Саркисяну и его партии "Республика".

Курьезность этого факта не только в том, что Арутюнян всерьез воспринял политические амбиции Арама Саркисяна, что доказывает его политическую недальновидность. Тут есть и другой аспект: Вагаршак Арутюнян вполне обоснованно считается пророссийским деятелем, а партия "Республика" позиционировала себя как носительница прозападных и консервативно-либеральных ценностей.

Впрочем, в контексте сегодняшнего назначения куда важнее известный фактор неприязненных, если не сказать враждебных, отношений между ним и Робертом Кочаряном, истоки которых восходят к теракту в парламенте. Здесь не место разбираться в сложнейших перипетиях дела 27 октября, отметим лишь, что президент Кочарян назвал тогда недопустимым не согласованное с ним решение Арутюняна-министра перекрыть дороги в столицу и спустя несколько месяцев уволил его. А 2002-м лишил звания генерал-лейтенанта.

Вернемся теперь к указу о назначении Арутюняна главным советником Пашиняна. По мнению ряда экспертов, этот шаг продиктован необходимостью достижения баланса в команде премьер-министра, где, как известно, налицо засилье прозападных сил и практическое отсутствие пророссийского полюса. Как считает политолог Виген Акопян, Арутюнян будет координировать работу силовых структур, а его миссия в том, чтобы уравновесить фактическое отсутствие секретаря Совбеза Армена Григоряна.

ЧТО Ж, С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ СКАНДАЛОВ, СВЯЗАННЫХ с российско-армянскими отношениями на фоне недавнего исключения российских телеканалов из общественного мультиплекса, а еще раньше – возбуждения уголовных дел в отношении российских компаний, в частности, ЮКЖД, Николу Пашиняну действительно как воздух нужно подтверждать свою лояльность Москве. И в этом смысле назначение пророссийского политика, к тому же военного, на пост главного – это следует подчеркнуть особо – советника премьера носит характер во многом вынужденный. Несомненно, это демонстративный жест в сторону России, призванный подчеркнуть неизменность геополитического вектора во внешней политике РА.

Российский аналитик Сергей Маркедонов обращает внимание и на другую сторону этого назначения. "Ереван пытается усилить не просто военное, а военно-дипломатическое (учитывая опыт Арутюняна в структурах СНГ) направление своей работы. Понятное дело, что системные проблемы в ОДКБ это не решит, но определенные усилия в этой интеграционной структуре будут предприняты, как и в диалоге с Россией", - заявил Маркедонов.

Вместе с тем Вагаршак Арутюнян оказался для Никола Пашиняна в своем роде уникальной фигурой: не просто пророссийский деятель с опытом работы в структурах СНГ и ОДКБ, но еще и давний оппонент второго президента РА Роберта Кочаряна. По мнению политолога Ерванда Бозояна, "складывается впечатление, что Пашинян и здесь решил "отомстить" Кочаряну, насолить ему". Действительно, варчапет очевидно стремится убить сразу двух зайцев. Во-первых, заиметь в своем аппарате человека, имеющего хорошие связи с Москвой и способного послужить связующим звеном с военно-политическими кругами России. Во-вторых, назначить на высокий пост персону, имеющую, как и он сам, личные счеты со вторым президентом.

Надо признать, что обе задачи назначение Арутюняна в целом решает достаточно успешно. Столь же, однако, очевидно, что это имеет значение прежде всего для самого Пашиняна. Отсюда вопрос: достигается ли назначением Арутюняна важнейшая с точки зрения государственных интересов Армении цель: подтвердить неизменность и незыблемость приоритета стратегических союзнических взаимоотношений с Россией?

Здесь перспективы не столь радужны, причем не только в силу очевидной показушности этого шага Пашиняна. Два года он ведет политику, нацеленную – сознательно или нет - на подрыв армяно-российского стратегического сотрудничества. Правительство, в том числе аппарат премьера, как и парламент наводнены кадрами совершенно определенной направленности и бэкграунда. В правоохранительном, информационном и законодательном поле совершен ряд конкретных и веских шагов, свидетельствующих о переориентации не только политики, но и ценностей в сторону Запада. После всего этого и многого другого назначать главным советником пророссийского деятеля и надеяться одним лишь этим жестом завоевать доверие официальной Москвы лицемерно и примитивно.

ЕСЛИ ПАШИНЯН ПЫТАЕТСЯ МЕРИТЬ ВСЕХ НА СВОЙ АРШИН и тем самым перехитрить опытнейших геополитических игроков – это очередное свидетельство его интеллектуального уровня. Для того, чтобы доказать России собственную лояльность и одновременно вести по возможности независимую и сбалансированную политику, нужна продуманная тактика и целый комплекс шагов, нацеленных на исправление, так сказать, ошибок. Нужна концепция внешнего курса страны, а не ситуационное метание из одной крайности в другую в лихорадочном стремлении доказать что-либо кому-либо.

Нужны радикальные перемены в кадровой политике по принципу профессионализма и опыта, а не команда проплаченных космополитов, прошагавших с премьером энное количество километров и исключительно этим заслуживших высокие должности, места в парламенте и прочие блага. Нужен серьезнейший государственный подход к нарастающим изо дня в день геополитическим и внутренним вызовам, а не политический инфантилизм и ангажированность, ведущие страну в пропасть.

Последует ли вслед за назначением Вагаршака Арутюняна переоценка предыдущего этапа, как предполагают некоторые эксперты, в сторону более прагматичного и реалистического подхода, покажет время. Но полное отсутствие системного подхода к кадровой политике и навороченный за два года узел проблем не дают особых надежд на это. И заставляют думать, что определяющим в этом назначении вновь стали не государственные интересы, а личные. В том числе, увы, фактор мести.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.