Свой голос в поддержку Соединенных Штатов поднял Израиль, резко осудивший членов СБ ООН, одиннадцать из которых воздержались и провалили проект американцев. Поддержала в СБ ООН позицию США лишь Доминикана, а однозначно против выступили Россия и Китай.
Европейские подписанты изначально не в восторге от действий США
Еще четырнадцатого августа Кремль устами российского президента Владимира Путина предложил всем заинтересованным сторонам провести онлайн – саммит по широкому кругу вопросов, касающихся иранской "ядерной" сделки СВПД. Американская сторона отвергла предложение и заявила, что более удобной площадки, нежели подмостки СБ ООН, быть не может.
В итоге Вашингтон "пролетел" со своей инициативой, хотя это поражение достаточно легко просчитывалось. Утверждали об этом, например, те же эксперты, давно занимающиеся иранской ядерной проблематикой. Европейцы-подписанты СВПД изначально не в восторге от поведения американцев в этом вопросе.
Вашингтон натурально выворачивал руки своим европейским союзникам - Лондону, Парижу и Берлину - едва ли не заставляя их выйти из иранского "ядерного" соглашения, но, не добившись желаемого, в одностороннем порядке вышел из иранского соглашения и приложил максимум усилий, чтобы санкции против Ирана задевали и европейцев.
Они же, конечно, не рисковали напрямую столкнуться с санкциями своего заокеанского визави, но всячески изворачивались, чтобы сохранить иранский "ядерный" меморандум. Дело доходило до того, что была создана система ИНСТЕКС, которая, якобы, должна была позволить совершать торговые поставки в Иран в обход американских санкций. Механизм изначально и не мог сработать, поскольку было ясно, что США прибегнет к контрмерам.
В итоге система работала только на каком-то мизерном уровне поставок. Из Европы в Иран поставляли лишь медикаменты в очень небольшом количестве (даже не медицинское оборудование). И европейцы ничего не могли с этим поделать, понимая, что американские санкции продуманы так, чтобы ударить именно по тем европейским корпорациям, которые рискнут торговать с Ираном. Однако подобная ситуация не могла длиться бесконечно – наступило время, когда в рамках того же СВПД пришлось решать проблему оружейного эмбарго, срок которого истекает 18 октября.
И тут американская дипломатия допустила судьбоносную ошибку, посчитав, что европейские союзники все же поддержат инициативу США на подмостках СБ ООН. Однако к американцам у тех же европейцев, кроме претензий касательно иранского меморандума, накопились еще вопросы.
Вашингтон выбрал не самый удобный момент
Достаточно вспомнить о том, что Берлин (и в меньшей степени Париж) имеют претензии к Вашингтону в контексте российского газопровода "Северный поток-2". Ведь несмотря на позицию стран Восточной Европы (Польша, Прибалтика) и Украины, подавляющее большинство европейцев все-таки придерживаются того, что система энергобезопасности Европы – это сфера, которой должен распоряжаться сам Евросоюз.
И дядюшке из-за океана, по большому счету, тут делать нечего. Именно сейчас, на пике этих споров, США выступает с инициативой по бесконечному продлению иранского оружейного эмбарго в нарушение практически всех норм, оговоренных в иранском "ядерном" меморандуме Совместного всеобъемлющего плана действий.
Так что изначально с высокой степенью вероятности можно было предположить, что резолюция американцев особого восторга как минимум у европейских стран – членов СБ ООН, не вызовет. В принципе, именно так и случилось – воздержались одиннадцать стран при двух "за" (США и Доминика) и двух – против (Россия и Китай). И среди воздержавшихся – целых пятеро "европейцев": Франция, Великобритания, Бельгия, Германия и даже Эстония.
Именно поэтому госсекретарь США Майкл Помпео высказался следующим образом: "Печально, что члены (Совета Безопасности ООН) из "пятерки" от Франции и Соединенного Королевства не поддержали то, что требовали страны Персидского залива и Израиль для обеспечения собственной и региональной безопасности. Я очень об этом сожалею".
Правда сейчас высокопоставленные дипломаты из Вашингтона (в том числе и сам президент Трамп) утверждают, что попробуют запустить механизм восстановления санкций против Ирана, предусмотренный самим СВПД, раз уж не получилось с оружейным эмбарго. Однако Тегеран, празднующий победу на дипломатическом поприще, уверен, что и следующий шаг американцев обречен на провал.
Ведь США в одностороннем порядке вышли из иранской "ядерной" сделки, а это значит, что они попросту не имеют права воспользоваться механизмом, предусмотренным Совместным всеобъемлющим планом действий по ядерной сделке с Ираном. Как выражается глава администрации президента Ирана Махмуд Ваези, эта инициатива американцев опять-таки провалится: "столкнувшись с более весомыми политическими и юридическими обоснованиями".
Путинский проект, который не по нраву американцам
Но и это еще не все. На проект, выдвинутый российским президентом Путиным, который предлагает разобраться в широком спектре вопросов по СВПД в более узком кругу, в онлайн-формате саммита "пятерка плюс Германия плюс Иран", Трамп не соглашается. А ведь этот самый формат "узкого круга" выбран американцами лишь для того, чтобы избежать конфронтации, обострения ситуации в Совете Безопасности ООН.
И это при условии, что на предложение российского лидера уже согласились некоторые другие из подписантов иранского "ядерного" соглашения. Речь о Китае, который однозначно поддерживает эту инициативу России, и Франции, которая уже высказала свое согласие. Пока еще колеблется Германия, которая, вроде бы, еще не располагает деталями путинской инициативы.
"У нас на данный момент нет деталей по предложению российской стороны, так что пока следовало бы несколько подождать, чтобы обсудить, обдумать, насколько перспективным является предложенный российской стороной формат для поиска компромисса. Однако мы, безусловно, открыты ко всему, что способствует компромиссу" - сказала в понедельник на брифинге представитель внешнеполитического ведомства ФРГ Мария Адебар.
Ну, а если речь зашла о компромиссе, то можно не сомневаться, что Берлин в итоге вряд ли выступит против предложенного российской стороной формата. Другое дело, что Соединенные Штаты все еще придерживаются метода максимального давления на Иран и вообще – предпочитают одностороннюю, единоличную политику.
И тут уже, видимо, придется поднатужиться самому Ирану, ведь давление может быть не только "со стороны" Соединенных Штатов, но и применительно к ним самим. В Тегеране, видимо, решили такую методику именно сейчас и опробовать, используя тот фактор, что в данном случае США оказываются в роли максимально изолируемого государства. Уже известно, что депутат парламента Ирана Али Хазриан предлагает вынести на обсуждение проект, согласно которому сам Тегерана может выйти из ядерной сделки.
Пытаясь оказать на Иран давление, американцы намерены задействовать механизм решения споров в ядерной сделке, с помощью которого надеются восстановить санкции против этой страны, говорит депутат: "А я предлагаю проект автоматического выхода из СВПД в случае задействования этого механизма".