Чем обусловлено последнее обострение на армяно-азербайджанской границе? Может ли нынешняя эскалация привести к крупномасштабной войне в Арцахе? Как Россия будет реагировать на действия Турции против Армении? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил российский военный эксперт, заведующий отделом евразийском интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Ваше мнение о последнем обострении на армяно-азербайджанской границе? Чем оно было обусловлено?

Я считаю, что это было организованной провокацией с азербайджанской стороны. Потому что те действия, что были предприняты по нанесению минометного удара ротными минометами по армянскому посту, они не носили адекватный характер. Более того, убийство генерал-майора и полковника наводит на мысль о том, что начальник штаба корпуса не мог просто так находиться в боевых порядках. Именно штабу корпуса подчинена разведка. Тогда получается, что это была провокация, организованная азербайджанской стороной, и её целью могло быть переключение внимания азербайджанцев с проблем коронавируса на внешнего врага. Это можно так интерпретировать.

Они воспользовались тем, что демаркация границы между Арменией и Азербайджаном отсутствует, поэтому с формальной точки зрения они могут настаивать, что это их территория.

То, что там был задействован, в частности, танк, это говорит о том, чтобы это была провокация, но в тоже время, по-видимому, речь не шла о крупном инциденте. Поточу что они понимали, что Россия будет вынуждена вмешаться, так как есть совместная, армяно-российская группировка войск, у России есть обязательства по обеспечению территориальной целостности Республики Армения, поэтому, по всей видимости, речь не шла о крупной провокации, о крупном инциденте. Речь не шла о повторении апреля 2016 года, скорее о внутриазербайджанских процессах на фоне борьбы с коронавирусом

Как Вы оцените уничтожение армянским ПВО беспилотника "Hermes 900" израильского производства?

Был сбит беспилотный летательный аппарат (БПЛА) "Hermes 900" израильского производства. Причем он был сбит ЗРК «Оса», который был модернизирован в Армении. Это говорит, во-первых, что в Армении качественно модернизировали комплекс, потому что это современный израильский БПЛА. Во-вторых, сам факт использования БПЛА говорит о попытке наведения артиллерийских систем Азербайджана для удара по каким-то объектам на территории Армении. В-третьих, меня крайне насторожило то, что ударные системы Азербайджана находились в собственных населённых пунктах. Это ещё раз говорит о провокации, потому что в случае удара по ним сразу было бы заявление, что Армения убивает мирных азербайджанских граждан и что она агрессор. Из всего этого я могу предполагать, что это было сознательной провокацией.

Может ли нынешняя эскалация привести к крупномасштабной войне в Арцахе?

Попытка как-то отомстить будет. А вот попытка отомстить она как раз может быть уже в зоне Нагорного Карабаха. Поэтому сейчас надо быть очень осторожными, потому что попытка мести полностью соответствует тому курсу, что проводит руководство Азербайджана в рамках политики «откусывания территорий». То есть это будет не на границе Армении и Азербайджана, а вот где-то в зоне Нагорного Карабаха попытаться захватить часть зоны безопасности. Я думаю, такие действия вполне возможны со стороны Азербайджана.

Как Вы прокомментируете позицию Турции в этом обострении? Анкара прямо поддержала своего военно-политического союзника и выражает готовность открыто вмешаться в конфликт.

К сожалению, с турецкой стороны делается слишком много разного рода заявлений. Они готовы во всем помогать: правительству Национального согласия (ПНС) Сараджа Ливии, они готовы во всем помогать радикальным исламистам в провинции Идлиб, они готовы продолжать оккупировать сирийскую территорию, проводить наступательные действия в Ираке. То есть понимаете, такого рода заявления они, по-видимому, во-первых, носят внутритурецкий характер, а во-вторых, они создают проблемы для российско-турецких отношений. И поэтому я считаю, что турецкому руководству пора определиться и меньше делать таких заявлений, которые создают проблемы. Потому что все знают о турецким военном присутствии в Нахичевани. Все знают о том, что турецкий спецназ в апреле 2016 года принимал участие в боях, и по некоторым данным вертолётами вывозили раненых. Турецкая система реактивного огня была поставлена, и она использовалась в ходе апреля 2016 года. Но если Турция, помимо этого, начнёт предпринимать действия со стороны Нахичевани, а такого рода заявления делаются, к примеру нанести отвлекающий удар с этого направления, то они должны понимать, что это не только создаст серьёзные проблемы российско-турецким отношениям, но это создаст реальные основания для российского вмешательства.

Я не думаю, что Турция на самом деле собирается в этом конфликте участвовать. Потому что вмешательство Турции в этот конфликт делает конфликт региональной войной, так как помимо Турции и России в этом конфликт вынужден будет вмешаться и Иран. Турции — это не нужно. Поэтому то, что сейчас говорится, это просто заявления, а не реальные действия. Но заявления, которые создают проблемы в российско-турецких отношениях.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.