Страсти по "Северному потоку 2" затянулись в тугой узел противоречий между самыми близкими союзниками – Евросоюзом и Соединенными Штатами. Многочисленные объяснения об опасности, которой подвергается Европа, согласившаяся покупать все больше и больше дешевого российского природного газа вместо дорогого американского сжиженного, в итоге свелись лишь к одному важнейшему фактору.
Ковбойская простота и прямота Болтона
Американцы просто хотят сами продавать на европейском рынке энергоносителей продукт своих газовых корпораций. Достаточно ясно и трезво по этому поводу на днях выступил бывший советник президента США Джон Болтон. Строительство газопровода по дну Балтийского моря еще можно остановить, говорил он.
А на вопрос, что же для США важнее на данном этапе - стремление продавать в Европе свой сжиженный природный газ или опасения того, что Германия и ЕС впадут в энергетическую зависимость от России, Болтон ответил с ковбойской прямотой – и то, и другое. На самом деле политический деятель даже тут лукавит, поскольку не говорит о самом важном.
О том, что дорогой газ, поставляемый для нужд европейской промышленности из-за океана, сделает его товары неконкурентоспособными на фоне американских - в Вашингтоне стараются даже не заикаться. Они делают упор именно на "российскую угрозу", которой якобы Германия подвергает всю Европу ради личной выгоды.
Более того, некоторые европейские партии (в том числе и германские), в последнее время стали делать упор на экологию, которую, якобы, подвергает опасности увеличение объемов используемого европейской промышленностью "голубого топлива". Видимо, пришло понимание того, что одной лишь "русской угрозой" европейцев не пронять.
Ведь транзит российского газа (напрямую из России в Германию) является выгодным вложением.
Противникам "Потока" не следует рассчитывать на экологию – там тоже все "в ажуре".
Что же касается экологии, то газ, как минимум в разы, безопаснее для природы, чем та же нефть. Не говоря уж о таких крайних звеньях в цепочке энергоносителей, как уголь с одной стороны, и ядерная энергия – с другой. Более того, действующий по дну Балтики газопровод лет через двадцать (так прогнозируют специалисты), можно будет переориентировать на поставку в Европу водорода российского производства.
Буквально на днях в мировых масс-медиа прошла лавина публикаций о том, что лет через двадцать-тридцать Европа будет в состоянии переориентировать всю свою промышленность и транспорт на это безотходное топливо. То есть, к 2050 году европейцы будут в состоянии снизить выброс углекислого газа в атмосферу до нуля.
И тогда "Северный поток – 2" вновь пригодится, поскольку европейцы, будучи вполне практичными людьми, уже рассчитали, что все действующие в Европе газопроводы будут переориентированы. И труба, проходящая по дну Балтики, великолепно впишется в глобальную европейскую инфраструктуру. Научные журналы расписывают все это достаточно подробно.
Мы же обратим внимание лишь на фактор того, что "Северный поток – 2" послужит цивилизации и прогрессу даже после того, как европейская экономика откажется от природных энергоносителей, загрязняющих природу. Чем не идеальные инвестиции, если знаешь, что строящийся газопровод будет приносить прибыль и после того, как Европа перейдет "на водород"?
Видимо, именно понимание этого и заставляет деятелей в Вашингтоне еще активнее бороться со строительством газопровода. Настолько активно, что из уст руководителя американского Госдепа Майка Помпео уже звучат угрозы касательно экстерриториальных санкций. Мол, Соединенные Штаты предупреждают все европейские корпорации и компании, чтобы те "убирались уже сейчас, иначе сильно рискуют".
"Северный поток-2" отнюдь не является коммерческим проектом, утверждает руководитель американского внешнеполитического ведомства. Это инструмент из арсенала для "злоупотребления и расширения зависимости Европы от поставок энергоносителей". То есть следует понимать так, что предложение более дешевых энергоносителей на рынке – это оружие?
Европейцы должны определять свою энергополитику
В итоге получается, что американцы сами злоупотребляют своим влиянием на европейских партнеров. Понимают это, конечно же, и в самой Европе (и не только в Германии).
Не зря верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на днях выступил достаточно жестко в адрес заокеанских союзников и партнеров. Высокопоставленный чиновник из Брюсселя перечислил лишь некоторые геополитические аспекты, в которых США пытались (иногда не безуспешно) оказать давление на Евросоюз.
Перечислим случаи, когда американцы навязывали ЕС свою "повестку" в случаях с Ираном, Кубой, Международным уголовным судом. Ну и из самого недавнего - касательно проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". В Европе энергополитика, утверждают в Евросоюзе, должна определяться самими европейцами, а не некоей третьей страной.
И уж тем более не имеет она (эта самая третья страна) права накладывать экстерриториальные санкции на европейские фирмы и корпорации, которые занимаются легальным и прозрачным бизнесом вдали от нее… Это – вне рамок и нормативов международного права, сказал Жозеп Боррель. В принципе, все более – менее логично и понимаемо. Кроме одного.
Воздействие Соединенных Штатов на своих ближайших партнеров и союзников – европейцев – действительно велико. Настолько, что американцы действительно могут оказать нешуточное давление, вплоть до принуждения, скажем, на ту же Германию. Берлин подобным развитием событий действительно озабочен.
Видимо, не совсем понятное и логически необъяснимое поведение немецких дипломатов, касательно каких-то недоказанных российских хакерских атак на Бундестаг именно этим и следует объяснить. Создается такое впечатление, что Берлин хочет отделаться от Вашингтона "малой кровью". Мол, а давайте, я сам предприму кое-какие санкции против Москвы, а вы уж дайте мне возможность докончить проект с "Северным потоком – 2". Только вряд ли американцы согласятся на такой "бартер".