Обо всем этом у меня остались очень яркие воспоминания. И не только у меня. Сегодня нет ни одного шаумянца, говоря с которым уже с середины разговора мысленно не перенесешься в Шаумян. Это интересно и необъяснимо: проживая в Карвачаре, Ереване или Москве, каждый шаумянец наполовину продолжает жить в своих селах Шаумянского района — в Гюлистане, Ери Шене, Хархапуте, Манашиде и др. И никто из нас ни на один день, ни на одну секунду не отрывался от своего родного района, от своего села. Быть может, в этом и состоит причина того, что со дня эмиграции в 1992 году каждый шаумянец мечтает только об одном: вернуться в Шаумян, заново отстроить этот уголок родины.
И нужно признать, что на протяжении лет мы немало сделали для того, чтобы увидеть Шаумянский район освобожденным и отстроенным заново. Тысячи наших сельчан связали свои жизни с Армянской армией. Многие из них и сегодня проходят службу в воинских частях, дислоцированных на географически ближайших возможных позициях к Шаумянскому району. Многие не жалеют сил и энергии для обеспечения наших воинов всем необходимым, дабы сделать их службу более безопасной и комфортной. Многие продолжают проживать в селах, расположенных вблизи Шаумяна, пребывая в уверенности, что в ближайшем будущем станет возможным вернуться в родной дом.
Это наша цель и наша мечта. За это мы заплатили чрезвычайно дорогую цену. И над этим мы готовы неустанно трудиться и в будущем. Вопрос шаумянцев сегодня является открытой раной для нашего региона. Проблемой, к которой очень многие геополитические игроки боятся даже приблизиться. Но ее больше невозможно игнорировать либо обходить. От этого зависит вопрос безопасности и последующего процветания Южного Кавказа. Вы спросите, почему? Ответ предельно прост: потому что азербайджано-арцахский конфликт требует справедливого решения. Он требует смелых решений. Это правда, которую осознают все. Осознают, но боятся признать, что без возвращения в политическую повестку дня проблемы Шаумяна и реализации чаяний шаумянцев все заявления о справедливости и смелых решениях так и останутся пустыми и ничего не значащими словами. Эту простую истину больше невозможно игнорировать и не осознавать.
Вот причина того, почему сегодня я говорю о наших правах. Говорю о нашей потере. О восстановлении утраченного и возмещении причиненного ущерба. Я сегодня говорю о возвращении на стол переговоров вопроса Шаумяна и вынесении по нему справедливого решения. Говорю о нашем будущем… И именно поэтому отныне, ежедневно и ежечасно, я буду добиваться того, чтобы голос шаумянцев был услышан, буду стремиться решить их проблемы и восстановить справедливость. Мы не имеем права оставлять азербайджано-арцахский конфликт в наследство нашим потомкам. Я уверен и убежден, что мы можем сами дать ответы на все вопросы, найти все решения самостоятельно. Необходимо лишь действовать, глядя на реалии открытыми глазами.