Министр обороны Армении Давид Тоноян презентовал 10 июня новое видение развития Вооружённых сил республики на ближайшие два года. Объёмный документ представляет собой концепцию развития ВС Армении в долгосрочной перспективе. В своём обращении к гражданам, размещённом на сайте военного ведомства, министр отметил, что тем самым он намерен представить обществу подходы и оценки относительно нынешнего состояния системы обороны Армении и её будущего.
Тоноян указал на то, что региональная среда в вопросе обеспечения внешней безопасности Армении не претерпела позитивных изменений. Более того, глобальная пандемия Covid-19 временно ограничила возможности для сотрудничества в военной сфере, и «угрозы непосредственно военного характера остаются весьма вероятными».
Министр сообщил, что за последнее время удалось решить проблему политизированности армии и уберечь её от вовлечения во внутриполитические процессы, тем самым укрепив общенациональный статус оборонной системы республики.
Видение постулирует пересмотр стратегии оборонного планирования. «Мы находимся на пороге самого важного этапа оборонного планирования — очередного процесса стратегического оборонного пересмотра», — заявил Тоноян.
В рамках нового видения развития Национальной армии Армении министр обороны выделил пять основных направлений деятельности. Помимо прочего, они включают:
1. обеспечение контролируемой децентрализации управления вооружёнными силами, внедрение автоматизированных цифровых систем управления;
2. переоснащение вооружённых сил, одной из целей преследующее «создание такого военного потенциала, который не только обуздает реваншистские амбиции противника и предотвратит искушение начать широкомасштабные военные операции, но и быстро лишит его способности вести войну».
«Для решения военно-политических, военно-экономических, военно-технических и чисто военных задач мы не имеем права находиться исключительно в роли реагирующего, будь то нарушения режима перемирия (в зоне карабахского конфликта. — Ред.), постоянная подготовка к обороне или реакция на воинственную риторику. Это путь к поражению. Мы должны проявлять инициативу и уже проделали большую работу в этом направлении», — отмечает министр.
Военное руководство Армении взяло на вооружение новую тактику, суть которой кроется в том, чтобы обязать противника соблюдать бессрочный режим прекращения огня в зоне карабахского конфликта, в случае необходимости прибегая к превентивным мерам.
Боевая подготовка ВС Армении ни в коем случае не должна сводиться исключительно к организации обороны. Тоноян считает необходимым активное применение штурмовых подразделений, которые и должны наносить превентивные удары.
Создание мобильной, способной на быстрое реагирование армии предполагает её масштабное перевооружение — начиная от стрелкового оружия и заканчивая дальнобойными и сверхточными ракетными системами, а также многофункциональной авиацией. Процесс переоснащения вооружённых сил уже стартовал, однако «мы находимся только на его начальном пути», подчёркивает министр обороны.
Одним из ключевых пунктов в стратегии развития армянской армии Тоноян указывает укрепление военно-политических альянсов и партнёрств с участием Еревана, «насыщенных активным военным и военно-техническим взаимодействием», становление действенных механизмов коллективной обороны. По его словам, при выстраивании политики внешней безопасности руководство страны своим «политическим чутьём» видит естественных союзников и искусственных противников, а при обозначении рамок военно-политических интересов оно «хорошо осознаёт географическое положение страны».
По его словам, военное руководство Армении стояло перед дилеммой: прививать военнослужащим навыки окопной обороны или сделать из них «решительных бойцов, готовых блестяще выполнить задачу и на территории противника». Аналогичные вопросы возникали и в сфере вооружений — Армении нужны либо только оборонительные системы, либо современные и разнообразные средства, «способные поставить противника на колени на его же территории». Министр обороны уверен, что армянская армия впредь не станет исключительно сидеть в окопах — она изо дня в день становится более боеспособной, мощной и непредсказуемой для потенциального противника.
В заключении своего предновогоднего послания Тоноян предложил подчинённым в 2020 году руководствоваться новыми принципами и стратегией армянской армии.
Напомним, в прошлом году Армения приобрела беспрецедентное количество оружия и боеприпасов: многофункциональные истребители Су-30СМ, зенитные ракетные комплексы «ТОР-М2КМ», «Оса-АК», другое вооружение и военную технику. Данные взяты из доклада о ходе выполнения и результатах программы правительства Армении на 2019 год, который ранее в парламенте представил премьер-министр Никол Пашинян. Согласно официальной информации, ВС Армении пополнились артиллерийскими средствами, зенитными установками, стрелковым оружием, боеприпасами, сотнями единиц автомобильной техники.
В то время, как Армения почти всё вооружение импортирует из России, Азербайджан за период 2015—2019 гг. 60% своих вооружений импортировал из Израиля, 31% — из России, 3,2% — из Турции, утверждают эксперты SIPRI.
Расходы Армении на оборону в прошлом году составили порядка $ 630 млн. Согласно данным SIPRI, Армения тем самым потратила на военные цели 4,9% от своего ВВП. По соотношению военных расходов к ВВП Армения заняла шестое место среди всех стран мира.