Президент Арцаха Араик Арутюнян накануне объявил о двух важных назначениях. Министром иностранных дел второй армянской республики назначен Масис Маилян, а секретарем Совета безопасности - Самвел Бабаян. По словам Араика Арутюняна, основным мотивом подобных назначений послужило сохранение духа единства в Арцахе. Один из назначенных - Масис Маилян, по логике президента, должен обеспечить это единство как его основной соперник на президентских выборах, а Самвел Бабаян - как руководитель второй парламентской силы. Араик Арутюнян сказал, что наиболее влиятельные силы Арцаха - он и его политическая команда как кандидаты, победившие на президентских и парламентских выборах, и Масис Маилян и Самвел Бабаян - как силы, оказавшиеся соответственно на второй строчке на тех же выборах, теперь являются частью единой команды, и этим получает решение проблема единства политического поля. Конечно, это также согласно логике Араика Арутюняна.
Но так ли все просто? Конечно, нет. Проблема в том, что ни Масис Маилян, ни Самвел Бабаян сегодня не могут считаться представителями политической силы, имеющей столь большое влияние. По одной простой причине: голоса, отданные за Масиса Маиляна на президентских выборах, были на самом деле не его, а стали результатом перенаправления Самвелом Бабаяном оппозиционно настроенных граждан к Маиляну. Тот, вновь назначенный на должность министра иностранных дел Арцаха, во втором армянском государстве голосов практически не имеет. Подтверждением служит тот факт, что возглавляемая им партия не сумела преодолеть минимальный порог, установленный для прохождения в парламент.
Что касается Самвела Бабаяна, то надежды и ожидания арцахцев, голосовавших в его пользу, заключались вовсе не в том, что после выборов Бабаян станет частью власти Араика Арутюняна. С точностью до наоборот: люди полагали, что таким образом они могли помешать избранию Арутюняна на пост президента. Это была оппозиционная часть арцахского общества, которая сегодня считает себя обманутой и с тем же усердием, с каким хаяла Араика Арутюняна, сегодня выражает недовольство Самвелом Бабаяном. Иными словами, ни Масис Маилян, ни Самвел Бабаян больше не представляют граждан, отдавших им свои голоса, и поэтому не могут рассматриваться в качестве второй силы, имеющей политический вес в Арцахе. Это означает, что политическое единство, провозглашенное Араиком Арутюняном, еще не является состоявшимся фактом, и это должно беспокоить каждого, кого заботит судьба Арцаха. Потому что проблема на самом деле гораздо объемнее, чем просто назначение Масиса Маиляна и Самвела Бабаяна.
Неплохо, что президент Арцаха Араик Арутюнян говорит о единстве. Но давайте разберемся, какой реальный посыл он передал обществу этими своими назначениями. По меньшей мере, стало ясно, что у новоизбранного президента Арцаха нет кандидатов, разделяющих его собственные взгляды на внешнюю политику и безопасность - два направления, имеющие важнейшее значение для государства. Это также будет подразумевать соответствующую команду. Конечно, понятно, что человеческие ресурсы в Арцахе, как и в Республике Армения, крайне ограничены. Но хотя бы в этих двух сферах соответствующих кандидатов из собственной политической команды президент Арцаха должен был иметь. Потому что министр иностранных дел и секретарь Совета безопасности не могут быть рождены политической конъюнктурой. Какая уж там власть, если даже на этих двух важных направлениях в расчет брались не внешние интересы страны, безопасность и политические программы президента, а сложившиеся обстоятельства? Это первое.
Второе. В статье, опубликованной еще в августе 2019 года, я писал, что Араик Арутюнян и Самвел Бабаян являются частью одной и той же политической программы. Я также на примере 1992 года представил программу нейтрализации посредством Самвела Бабаяна и Араика Арутюняна влияния сформированной в Арцахе военно-политической элиты на повестку дня властей РА. Сегодня мы стали свидетелями окончательного выявления всех элементов этой программы. И это очень плохая новость, потому что результатом этого станет не единство, а конфликт с рядом лиц, имеющих большие заслуги в деле всеобъемлющей безопасности и пользующихся авторитетом в обществе. Я не буду называть имен: думаю, все и так ясно.
И наконец, третье. Взяв с собой в ту же лодку Самвела Бабаяна и Масиса Маиляна, президент Арцаха Араик Арутюнян лишится доверия значительной части влиятельных людей, оказавших ему поддержку. Иными словами, недовольство проявится и в его команде, что значительно ослабит позиции новоизбранного президента с первых же дней его пребывания на своем посту. Это - тоже большая проблема, которая не может не оказать влияния на последующую стабильность Арцаха.
Но самая важная проблема заключается в том, что и Масис Маилян, и Самвел Бабаян являются назначенцами официального Еревана. И это говорит о том, что субъектность Арцаха поставлена под угрозу. Что в итоге получается? Вопрос, конечно, важный, а возможные ответы, мягко говоря, не столь обнадеживающие. Но… имеем то, что имеем. Ситуации необходимо дать адекватную оценку, а выходы искать, к сожалению, уже не в Степанакерте, а в Ереване.