Бывший директор Службы национальной безопасности и председатель попечительского совета Фонда развития «Родина» Артур Ванецян дал интервью корреспонденту газеты «Грапарак».
- Бывший посол Армении в Ватикане Микаел Минасян сказал, что вы встретились с ним в Риме в 2019 году и предложили сделку. Такое действительно было?
- Обещаю вернуться к этому вопросу в ближайшее время, причем детально. Принимая во внимание, что в ССС возбуждено уголовное дело, я не имею права оглашать информацию, содержащую тайну предварительного следствия, поэтому в данный момент я воздержусь от комментариев. Могу только сказать, что как с правовой, так и тем более с моральной точки зрения я действовал исключительно в рамках своих официальных полномочий. На все остальные вопросы ответит следствие. По возбужденному делу у меня нет никакого статуса, я был допрошен в качестве свидетеля.
- За время своего пребывания на посту директора Службы национальной безопасности получали ли вы какие-либо политические или незаконные указания от своего начальства?
- В целом, я не считаю правильным озвучивать свою деятельность на посту директора Службы национальной безопасности. Это выходит за рамки корректности, и я пользуясь возможностью, хочу ещё раз сказать, что я никогда не буду говорить о периоде, когда я был директором Службы национальной безопасности. Даже без этого я могу сказать, что как глава Службы национальной безопасности я был одним из редких руководителей, которые действовали публично, конечно, в допустимых пределах.
- Общество так и не поняло, с какого момента возникли ваши разногласия с властями, почему вы покинули этот пост.
- Меня невозможно принудить к чему-то. Я четко знал рамки своих полномочий и всегда действовал в их пределах. Я думаю, что из событий, произошедших за последующие 7 месяцев после моей отставки, уже многим стало ясно, что послужило причиной моей отставки. Если вы внимательно прочитали текст моей отставки, в котором я говорю, пусть моя отставка будет отрезвляющим шагом остановки, это было истолковано с самых разных точек зрения.
Но я сказал, что я не последний человек во власти и своей отставкой я хочу отрезвить власти, чтобы они исправились и повели страну по правильному пути развития. А то, что происходит и произошло, просто недопустимо, это прямой удар по столпам нашего государства.
- Ваша отставка стала сигналом «отрезвляющей остановки»?
- К сожалению, я не заметил никаких изменений, и это одна из главных причин, почему я сегодня в политике.
- Пресса писала, что отставные офицеры СНБ и силовых структур объединяются вокруг фонда «Родина». Это тот костяк, который будет собран в вашей политической силе? По какому принципу вы принимаете людей в партию?
- Нет, это не основной костяк. Вокруг нас объединяются люди из разных сфер и профессий, в том числе представители силовых структур. Но говорить, что это костях нашей новосозданной политической силы, неверно. У нас есть представители разных сфер, в том числе представители правоохранительной системы, опыты и заслугам которых я придаю большое значение, и я буду рад видеть их в наших рядах.
Что касается принципа, по которому мы приглашаем, то есть два принципа: человеческие качества и профессионализм. Конечно, очень сложно найти хорошего человека, который является высококлассным специалистом в своей области, но, поверьте, такие люди есть.
- Распространилась информация, что формируется тандем Артур Ванецян-Тигран Авинян, это так?
- Если я отвечу в тренде - я не буду отвечать на этот вопрос.
- Как бывший директор Службы национальной безопасности, как вы относитесь к заявлению Никола Пашиняна о том, что в Армении есть иностранные агенты?
- Любой человек, особенно высокопоставленный государственный чиновник, должен знать цену своим словам. К сожалению, мы не видим, чтобы действующий премьер-министр знал цену своих словам. Это легкомысленное и несбалансированное заявление, которое вызвало недоумение среди международного сообщества и наших граждан.
- Как вы думаете, оказывается ли внешнее давление на Никола Пашиняна, учитывая, что есть разочарованные в Николе Пашиняне, так как он отказался от идеи веттинга и других программ?
- Я не согласен с формулировкой вопроса. Могу сказать, что эти власти не могут довести какую-либо реформу или дело, о которых они заявили, до логического завершения. Это говорит об их бездарности, об их непрофессионализме.
Вы упомянули веттинг, я могу сказать, что главная причина не проводить его состоит в том, что они просто не могут сделать это, потому что они некомпетентны и неграмотны.
Поверьте мне, им ничто не мешает, им просто нужна воля, чтобы внести изменения и способность реализовать их. Они не могут проводить глубокие реформы ни в одной сфере, они не могут нормально управлять ни одной сферой. Вся система государственного управления сегодня находится в хаосе.
- Вы сказали, что создаете оппозиционную политическую силу, понятно, что сначала вы будете внепарламентской оппозицией, как вы оцениваете нынешние отношения оппозиции и власти? Готовы ли вы играть по таким правилам?
- Ни в коем случае мы не будем приспосабливаться к правилам, диктуемым нынешними властями, которые просто очень низкого уровня.
Сегодня политические дебаты в Армении снизились до уровня ниже плинтуса, и единственными ответственными за это являются власти.
Они диктуют, каким должен политический дискурс. Непонятные выступления, странное поведение, неадекватные слова и другие недопустимые поступки привели к ситуации, которая сложилась сегодня в нашей политической сфере.
Конечно, в ходе своей деятельности парламентская оппозиция старается не опускаться до этого уровня, но власти делают все возможное, чтобы довести дискурс до очень низкого уровня, потому что они очень сильны в сфере манипуляций, практически профессионалы.
В этом контексте я хотел бы сказать: в политической терминологии образ «Погоса» был введен в обращение властями. Собирательный образ «Погоса» был приравнен к невежественному, ничего ничего не понимающему человеку, который живет в Армении и не понимая, поддерживает нынешнюю власть, потому что Никол Пашинян спас его от «прежних». Уверен, что в ближайшее время люди поймут этот тезис и выйдут из эйфорического состояния. Они уже выходят.
- Как вы собираетесь вывести власть на конструктивное поле? Вы делаете предложение, министр здравоохранения насмехается над ним, вы делаете заявление, Никол Пашинян говорит: идите и смотрите «Айко-Мко», найдете там ответ. Возможны ли политические дебаты?
- Они пытаются сделать все несерьезным.
- Но это оказывает воздействие.
- Это оказывает влияние до того момента, когда появится политическая сила, которая сможет объяснять людям, что все это ложная повестка дня и делается исключительно для того, чтобы удержать власть и ввести людей в заблуждение.
- Вы предложили сформировать антикризисное правительство, чтобы избежать гуманитарной катастрофы. Кто должен его возглавить?
- Сложившаяся в стране ситуация показывает, что власти не могут управлять, страна находится в хаосе.
Последнее заявление Пашиняна о том, что «мы начинаем децентрализованную борьбу с коронавирусом» простым языком, означает: «Народ, мы потерпели фиаско, теперь вы несете ответственность за все».
Пандемия стала лакмусовой бумажкой: началась эпидемия, и мы поняли, что в стране нет профессионалов, нет сплоченности, царит ненависть и разделительные линии, что просто недопустимо.
Что касается антикризисного правительства, то я думаю, что в Армении много людей, представителей политических сил, которые являются профессиональными, патриотичными, которые могут служить своей родине без каких-либо премий и вносить вклад в развитие нашей родины. Поверьте, это требование станет повесткой в ближайшее время, и мы поговорим о конкретных действиях.