Авантюристы от политики, вольно интерпретирующие современную реальность, нередко прибегают к манипуляциям. В нынешнем взрывоопасном мире откровенная ложь и информационные фейки страшнее ядерного заряда.
Трамп фейков не любит, но использует
Кстати, о фейках. Термин стал широко использоваться именно с легкой руки нынешнего американского президента Дональда Трампа. Он с самого начала своего президентства был дико недоволен их наличием в медийном пространстве США. И надо отдать должное: Трамп, будучи по натуре своей скорее бизнесменом, нежели дипломатом, так и не смог приучить себя терпимо относиться к манипуляциям с очевидными фактами на политической арене.
А ведь в современной политике эти фальсификации нередко становятся инструментом для продвижения, скажем, геополитических интересов. Другое дело, что зачастую не удается избежать связки геополитика – мировая экономика. Соответственно, пытаясь максимально эффективно действовать на благо экономики своей страны, 45-му президенту США Дональду Трампу пришлось мириться и даже самому прибегать к этому самому оружию.
К примеру, он попытался подмять под себя европейский рынок природного газа, отвоевать там максимально большую потребительскую долю для американского поставщика. Из-за этого ввязался в жесткую схватку с Россией, у которой изначально были более выгодные позиции для поставки голубого топлива в Европу. Имея в своем распоряжении лишь морскую логистику для поставок европейскому потребителю американского сжиженного газа, Трамп идет на откровенную авантюру.
Он пытается доказать своим европейским союзникам-потребителям, что топливо из США поможет устранить зависимость от российского монополиста. О том, что американский сжиженный газ и так на порядок дороже российского природного, Трамп и его администрация стараются не говорить. Равно как и о том, что трансокеанская транспортировка еще больше увеличивает его стоимость. Чем не фальсификация экономической, логистической реальности?
На все это Трамп идет открыто, поскольку конечная цель – не идеологическая, а конкретно экономическая. Вот вам и конкретный пример того, как трудно удержаться от соблазна воспользоваться фейком или фальсификацией даже человеку, которому они изначально претят.
В качестве целенаправленной фальсификации новейшей истории можно привести множество примеров. Случай с американцами, борющихся с "экспансией российского газа", отнюдь не единственный.
Фейки современности опасны, а фальсификация прошлого страшна
Еще более показателен пример политики, которую все эти годы вел Трамп в отношении основного экономического конкурента США – Китая. Тут использование фейков и фальсификаций буквально лезет из всех щелей. Начиная от истории с Huawei, клоунады с таможенными пошлинами и заканчивая той же пандемией коронавируса. Или же можно взять в качестве примера Иран, с которым США намерены разделаться самым решительным образом из-за множества факторов.
Там и безопасность Израиля, и нефть, и баллистические технологии. Однако все это замалчивается, а в качестве откровенного "чучела" используется опасность разработки Тегераном ядерного оружия. И неважно, что МАГАТЭ из раза в раз докладывает, что такой опасности нет, можно спокойно возвращаться к "ядерным" договоренностям, но ведь Вашингтон не к этому стремится. А для того, чтобы добиться своего, приходится прибегать к фальсификациям, как бы ни противился этому внутренне нынешний президент США.
То же самое видим на ближневосточном направлении внешней политики США. К примеру, "Белые каски" до сих пор делают все возможное, чтобы доказать международному сообществу, будто президент Сирии Башар Асад травит свой народ то ли хлоркой, то ли "зарин-заман-V-газами". Да и сам Вашингтон делает все возможное, чтобы этим откровенным фальсификаторам поверили, поскольку ему нужно скинуть Асада любой ценой.
Есть такое понятие, как поведенческая парадигма. Это такой мужской, активный и деятельный подход к событиям в жизни. Встречаешь внешнюю реальность во всеоружии, а потом быстро принимаешь решение и начинаешь действовать. Там нет времени на раздумье, на взвешивание всех за и против, и так далее. Примерно вот так и действует нынешний президент США, что приводит к использованию фейков и фальсификаций.
Однако все это касается исключительно событий настоящего времени. И с подобной тенденцией на международных политических подмостках можно бороться. Можно спорить, приводить доказательства и аргументы в пользу своей позиции. Страшнее, когда формируются фейки и фальсификации, касающиеся дней минувших.
Откровение от ректора МГИМО Анатолия Торкунова
Искусственно создаваемая фактура истории способна сильно ударить по современности. И опасность эта на порядок выше мелких (и даже крупных) фейков, касающихся нынешних событий. Ведь переиначить историю Второй мировой войны – значит быть готовым к тому, чтобы ввергнуть нынешнее поколение в хаос тогдашнего времени.
Скажем, говорить о том, что это не Советский Союз ценой 27 миллионов человеческих жизней справился с нацизмом, значит поставить под сомнение нынешний, современный миропорядок. С которым тогда, весной – летом 1945 согласились те же Соединенные Штаты, Британия, европейские страны. Проталкивать идею о том, что именно (и в первую очередь) американцы расправились с фашистским зверем (откровенный фейк), значит создать опасность повторения тех трагедий.
И уж тем более вне рамок логики, за пределами добра и зла находятся псевдоисторики и политиканы, создающие фейки, из которых следует, что Советский Союз наравне с фашистской Германией был инициатором Второй мировой войны. То есть сравниваем фашистов с закатанными рукавами, сломавших зубы об оборону Москвы, о Сталинград с советским солдатом, расписавшимся на развалинах Рейхстага?
На днях весьма интересно об этом говорил один из корифеев современной российской дипломатии, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Интересный был доклад, причем не только в той части, где говорилось о фейках и мистификациях исторической фактуры времен Великой Отечественной, но еще там, где говорилось об опасностях, которые таятся в этих фальсификациях. Игры с исторической памятью – опаснейшая штука, утверждает лектор.
С одной стороны, в отношениях между народами история может создавать эмпатию, взаимопонимание и сопереживание. С другой – может обратить людей в страшные инстинкты, в ксенофобию и расизм. Эти слова Ганса-Дитриха Геншера вспомнил Торкунов. Неужели именно этого добиваются "фейкометы" всех мастей?
Откровенная фальсификация – стремление возложить равную ответственность за начало войны на нацистскую Германию и Советский Союз – недопустима даже при очень большом желании. Ведь тогда под вопросом окажутся и все современные европейские границы, которые были очерчены именно по результатам разгрома нацистской Германии. Этого хотят европейцы? Того, чтобы в итоге идеология фашизма и нацизма стала просто одним из политических подходов? Как утверждает Торкунов, это опасно, прежде всего, для самих стран Запада.