Несколько дней назад, сразу после инцидента между вице-спикером НС Аленом Симоняном и лидером оппозиционной партии «Адеквад» Артуром Даниеляном в одном из парков Еревана, в своем статус в Facebook я поднял вопрос (https://www.times.am/?p=279274&l=am) о том, способен ли Ален Симонян ответить за свое решение ударить человека, державшего руки за спиной. Я также писал, что самое важное в данной ситуации – это шаги, которые предпримут власти и правоохранительная система. Именно они должны были оперативно доказать, что их обещания строить в Армении правовое государство не являлись пустым звуком, и что стиль действий, выражающийся в уличных нападениях на оппозиционеров, для них неприемлем. Я честно предупреждал власти РА, что у них очень мало времени на то, чтобы определиться. После указанного инцидента прошло пять дней, но власть палец о палец не ударила, чтобы хотя бы для виду показать, что они отвергают насилие или руководствуются законом. Наоборот: все это время мы были свидетелями жалких попыток героизировать Алена Симоняна. Думаю, этого достаточно, чтобы констатировать факт развенчания еще одной лжи правительства Пашиняна: они – совсем не то, что из себя представляли.
Какие выводы можно сделать из всего этого? Прежде всего, тот, что политика в Армении мертва. Методы власти не являются политическими, и это диктует соответствующую реакцию оппозиции. Стало быть, обществу предлагается выбор не в виде политических команд, или, тем паче, политических программ, а в виде уличного лексикона и поведения. Это уже трагедия. Потому что в основе подобного выбора лежит отнюдь не общественный и/или государственный интерес. С точностью до наоборот: в подобных ситуациях люди могут руководствоваться всем, чем угодно, кроме общественных и государственных интересов. И это подход, который был введен в Армении именно этими властями. Причем гораздо раньше, чем переворот, совершенный ими два года назад. Духовные предводители и соратники Никола Пашиняна давно к этому шли и вот достигли своей цели. Фактически, упомянутый инцидент стал еще одним доказательством этого.
Вторым выводом, который можно сделать из бездействия правительства, является их полный отказ от идеи построения правового государства. В этом вопросе посыл правительства Пашиняна предельно ясен: отбросьте в сторону закон и решайте свои вопросы кулаками. Отныне это будет основным законом в Армении: у сильного всегда бессильный виноват. У вас есть программа, вы желаете руководить страной? Будьте сильными. Но знайте, что источником вашей власти являются не закон и всеобщие права, а кулаки и физическая сила. А также дух.
Третье важное обстоятельство, вытекающее из бездействия власти в связи с инцидентом между Аленом Симоняном и Артуром Даниеляном, - это нежелание Пашиняна отказаться от неоднократно критикуемого решения о делении общества, разделении его на своих и контрреволюционеров. Факт остается фактом: от случая к случаю, по поводу и без повода Никол Пашинян и его товарищи по команде все время демонстрируют одну и ту же линию поведения, вновь и вновь доказывая, что они являются властью исключительно тех граждан, которые их поддерживают. Все остальные пускай самостоятельно ищут выход. Вот что говорят обществу Никол Пашинян и его бездарное правительство.
Было ли все это новостью для нас? Конечно же, нет. Но в данный момент важно зафиксировать факт. Тот факт, что власть не желает предпринимать шаги, подобающие настоящей власти, даже в случае очевидного беззакония и критикуемого поступка ее товарища по команде, и вновь возлагает надежды на генерируемую ею же ненависть в обществе по отношению к противнику. Так и живут, покрывая одно преступление другим.
Но это - выбранный властью путь. Сегодня, когда это уже ясно, возникает следующий вопрос, на этот раз к остальным политическим силам и всему обществу: а как бы вы повели себя в сложившейся ситуации? И это совсем не риторический вопрос. Поскольку понятие «борьба с аполитичной властью» не обязательно предполагает подобные методы. Так же, как беззаконие - не есть ответ на другое беззаконие. Я думаю, многие согласятся с тем, что нельзя, выбравшись из пепла, падать в щелочь. Здесь нужны иные решения, первым из которых однозначно должно стать возвращение в страну политики. Того, что эта правительственная команда никогда сделать не сможет.