Как в России, так и в Европе, и за Атлантикой понимают, что после пандемии коронавируса на рынке энергоносителей ожидаются серьезные перемены. И в преддверие этого каждый пытается обеспечить себе выгодные позиции. Однако "газовые союзники" США действуют в интересах своего заокеанского патрона, и откровенно во вред развитым европейским странам.
Неприкаянный трубоукладчик? А вот и нет – все просчитано и под контролем
Получается так, что коронавирусная пандемия всего лишь ненамного притушила остроту газовых страстей, сотрясающих Европу все последние годы. Всего лишь пару месяцев продлился этап, когда сторонники и ярые противники новых российских газопроводов - южный "Турецкий поток" и "Северный поток-2" - отвлеклись от темы, занявшись внутренними проблемами, связанными со здравоохранением.
Однако стоило лишь российскому трубоукладчику "Академик Черский" добраться до Балтийского моря, как тема завершения работ над газопроводом "Северный поток-2" вновь вернулась на страницы западных и российских таблоидов и серьезных изданий. Дело в том, что вот уже два с половиной месяца этот корабль курсировал, как говорится, "вокруг да около" своей конечной цели – неуклонно приближаясь к берегам Германии.
На самом деле с самого начала было понятно, что точкой назначения корабля, вышедшего с дальневосточного порта, была именно Балтика. Российская сторона неоднократно говорила, что способна самостоятельно завершить строительство той самой сотни с лишним километров газопровода "Северный поток-2", которые остаются после того, как не выдержав давления со стороны США, арену покинула прокладывавшая трубы швейцарская фирма.
В Кремле неоднократно намекали (а то и говорили открытым текстом), что в сложившейся ситуации планируют завершить строительство где-то к концу 2020 – началу 2021 годов. И вовсе не надо быть семи пядей во лбу, чтобы на фоне этого предсказать - снабженный всем необходимым для строительства газопровода "Академик Черский" плывет именно туда.
Другое дело, что Кремль переиграл своих противников по всем статьям, постоянно меняя конечную точку назначения. В принципе, все очень просто – изначально назвав конечной целью подобного "круиза по многим морям и океанам", Россия сильно рисковала, что корабль попросту не пропустят в проливы, которые необходимо преодолеть, чтобы дойти до акватории Балтики.
И только сегодня, когда "Черского" взяли под свою защиту и ответственность силы Балтийского флота, была названа конечная точка почти восьмидесятидневного заплыва – Калининград. Теперь даже при большом желании невозможно будет задержать трубоукладчик, способный завершить строительство последнего участка газопровода "Северный поток-2".
К зиме цены на газ резко подскочат, и все стараются встретить это во всеоружии
Коронавирусная пандемия серьезно подкорректировала логику развития газового кризиса в Европе, где в серьезной схватке сошлись сторонники и противники новых строящихся российских газопроводов.
Изначально было понятно, что пандемия сильно ударит по европейской экономике, что цены на энергоносители резко поползут вниз, поскольку объемы потребления сократятся. В принципе, нефтяной кризис, случившийся прямо на пороге пандемии, полностью оправдал эти предсказания.
То же самое предсказывали и с газом, и, в принципе, сомневаться в том, что цены на голубое топливо в Европе обязательно поползут вниз, не приходилось. Ведь понятно, что если лидеры европейской экономики - Германия, Франция, Италия – хотя бы временно свернут свое производство, то иначе и быть не может.
Именно поэтому и в Кремле, как говорится, по большому счету "и в ус не дули", весьма сдержанно реагируя на бури, потрясающие мировой рынок энергоносителей. Однако сейчас, кажется, какие-то обстоятельства изменились, и в России, видимо, проанализировав складывающуюся ситуацию, пришли к выводу, что наступает пора активности.
Два с половиной месяца трубоукладчик, на которого возлагаются серьезные надежды в связи с завершением строительства "Северного потока-2", образно говоря, болтался как неприкаянный. Огибал Африку, старательно избегая оказаться в центре внимания, не появился в Суэцком канале. А вот сейчас взял и прямиком направился в точку рандеву.
Это значит, что Россия решила начать строительство. А это в свою очередь означает одно – специалисты по энергоносителям уверены, что после пандемии в Европе следует готовиться к резкому скачку цен на газ. Европейская экономика начнет восстанавливаться или, как это сейчас принято называть, "рестартнет". Резко увеличатся объемы потребления голубого топлива. То есть цены не просто поползут, а резко рванут вверх.
Случится это, конечно же, не за месяц – два, а ожидаемо, в конце года. И цены тогда не только вернутся на изначальные позиции, а станут намного выше. Вот и получается, что Россия, будучи уверена в подобном развитии событий, собирается встретить сезон во всеоружии.
Европейские "газовые союзники" США действуют в интересах своего заокеанского патрона
Говорить, что только в Кремле сидят такие талантливые провидцы, не приходится. Подобный расклад достаточно прозрачен, и понимают это и в самой Европе, и за океаном, в Соединенных Штатах, у которых на европейский газовый рынок – свои виды. И уж конечно в Вашингтоне сделают все возможное, чтобы основной финансовый куш от такого резкого перепада цен на газ достался бы американскому бизнесу с его сжиженным газом.
Видимо, именно с этим обстоятельством и связана активизация главных газовых союзников" США в Европе – Польше и Украине. Еще в начале текущего месяца руководство украинского концерна "Нафтогаз" заявляло, что ведет переговоры в Вашингтоне, планируя, как объединить совместные усилия для окончательного срыва строительства российского газопровода по дну Балтики.
Польша тем временем (видимо опять не без помощи кураторов из-за океана) активизировалась на правовом поле. Недавно буквально из ниоткуда возникла проблема каких-то долгов (речь идет о полутора миллиардах долларах), возникших при перерасчете цен на газ, поставляемый Россией Польше в достаточно далекие годы – речь о периоде с 2014 года до наших дней.
Варшава старалась об этом не вспоминать до тех пор, пока вдруг не стало ясно – Россия начинает строить финальный участок газопровода по дну Балтики. И именно сейчас польский отраслевой замминистра вовсю разглагольствует о том, что неплохо бы арестовать активы "дочки" Газпрома, строящей "Северный поток-2".
В то же время глава украинской газотранспортной системы (ГТС) Сергей Макогон заявляет, что Украина сделает все возможное, чтобы не допустить завершения строительства газопровода. Понятно, что те самые 7 миллиардов долларов, которые заработает Украина за транзит российского газа в Европу до 2025 года (именно на такой срок подписан договор), не удовлетворяют Киев – хотелось бы, чтобы лафа продолжалась вечно.
Зато более чем прозрачно, что и Варшава, и Киев исходят из интересов США, отнюдь не Европы. Ведь уже подсчитано, что благодаря увеличению поставок российского газа цены на электричество на европейском рынке существенно снизятся. Однако эти расчеты не играют никакой роли, когда главный игрок – США, требует от своих европейских "газовых союзников" другого.