Премьер-министр Армении Никол Пашинян 20 апреля выступил с опрометчивым и импульсивным заявлением относительно того, что результаты так называемой бархатной революции, по итогам которой он возглавил республику, произвели разочаровывающий эффект и на прозападные, и на пророссийские силы в Армении.
Не вдаваясь в детали и не называя конкретных имен, Пашинян отметил:
«Прозападные силы Армении питали надежду, что теперь к власти придут „свои люди“. Но прошло время, и стало понятно, что к власти в Армении пришли не прозападные силы. Поэтому у них повод разочароваться есть. Разочаровались также пророссийские силы, которые ожидали, что власти Армении окажутся настолько беспомощными и марионеточными, что уступят власть пророссийским группам. Они также считали, что Москва не допустит, чтобы наша власть долго просуществовала. Не знаю, почему они так думали».
Таким образом, исходя из логики вышеприведенного заявления премьер-министра Армении, получается, что в настоящее время в системе власти Армении нет ни прозападных, ни пророссийских сил. То есть современные представители армянской власти напрочь лишены внутренних геополитических предпочтений и ориентиров, варятся в национальном соку, пребывают в местечковом вакууме. Если это так, то Пашиняну впору провозглашать внешнеполитический курс, свойственный соседнему Азербайджану, и вступать в ряды стран Движения неприсоединения, то есть объявить внешнеполитический нейтралитет.
Однако по факту Армения входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и является стратегическим союзником России. Более того, согласно подписанным Ереваном и Москвой межгосударственным договорам, Россия является гарантом безопасности Армении, а российские пограничники защищают армянские границы. Однако это формальная часть вопроса. Более важно другое.
Необходимо понимать, что для такой маленькой страны, как Армения, население которой связано тысячами нитей с многочисленной диаспорой в десятках стран мира, иметь те или иные симпатии в отношении того или иного цивилизационного центра или проекта — совершенно нормальное явление. Очевидно, что прозападные или пророссийские люди и силы в Армении одновременно с этим могут и, вне всякого сомнения, испытывают глубоко патриотические, поистине проармянские чувства. Ничего зазорного в том, что в Армении существуют прозападно или пророссийски мыслящие люди или силы, нет и быть не может. Это объективная реальность. Ясно, что такие люди, желает того Никол Пашинян или нет, массово представлены на всех уровнях армянского общества, в том числе и во власти.
Пашинян явно кривит душой, когда утверждает, что «свои люди» для Запада не присутствуют в лагере армянской власти. Таковые, безусловно, там есть. Не будем называть их поименно. Но о каких «пророссийских группах» говорит Пашинян? Таких групп в армянской власти на сегодняшний день не просматривается. Отдельные лица и политики, понимающие важность и ценность отношений Армении с Россией, повторимся, были, есть и будут. Но целых «пророссийских групп», да еще таких, которым он должен был уступить власть, нельзя обнаружить даже вооружившись экспертным микроскопом. Таковые группы были старательно вычищены предшественниками Пашиняна во власти.
Сам армянский премьер-министр в бытность свою оппозиционным деятелем активно боролся с российским влиянием, настойчиво призывая власти Армении выйти из ЕАЭС, считая, что данное интеграционное объединение вокруг России лишь вредит армянской стороне. Другое дело, что, возглавив страну, Пашинян кардинально пересмотрел свои изначальные позиции и стал активным защитником интеграции с Россией. С этой точки зрения можем констатировать, что никаких групп российского влияния в Армении на том уровне, чтобы перехватывать у него власть, не существует. Да и зачем это нужно, если сам Пашинян и его «Мой шаг» весьма эффективно мимикрировали под подобную пророссийскую группу, чем, наверное, привели в немалое замешательство «людей Запада», с которыми плечом к плечу осуществляли «бархатную революцию».
Так что Никол Пашинян наводит тень на плетень. «Бархатная революция» во главе с ним не разочаровала ни пророссийские и ни прозападные силы в Армении. Наоборот, многих из них она воодушевила. И первые и вторые были вполне удовлетворены ее итогами. И Москва не предпринимала ни единого шага, чтобы помешать его власти «долго просуществовать», иначе бы она и не просуществовала так «долго».
К слову, длительность правления Пашиняна сегодня не связана ни с одной из указанных групп, а целиком и полностью зависит от него лично и действий его «команды», да и, наверное, от коронавируса Covid-19. Последний, пожалуй, является сегодня единственным контрреволюционным элементом в Армении. И побороть его без помощи России и Запада Пашинян не сможет. Поэтому позволим себе дать дружеский совет армянскому премьеру воздерживаться впредь от недальновидных и фактически ошибочных заявлений. Стабильность Армении зиждется на триединстве Арцах — Армения — диаспора, и камни в огород одновременно пророссийских или прозападных сил могут вывести из этого идеологического треугольника одну из несущих конструкций — диаспору.
Николу Пашиняну в текущей беспрецедентно сложной ситуации необходимо протянуть руку для получения максимальной помощи от указанных им пророссийских и прозападных «лиц» и «групп». Иначе, как говорится в известной комедии Ильфа и Петрова, он доведет свою страну до того, что она может «протянуть ноги».