Это было непривычное и немноголюдное 24 апреля, как в Цицернакаберде, так и повсюду. А посему это уместный повод молча задуматься, взглянуть на трагические события нашей истории под другим углом и переосмыслить наше восприятие известных событий в новом свете.
Переосмысление истории – самое быстроразвивающееся течение историко-философской мысли, которое сегодня «с легкой руки» Мишеля Фуко стало новой школой мышления. Ее представители утверждают, что история – это не только прошлое, но и что у истории есть цель. Прошлое содержит сухие факты, а история – смысл и содержание. Историю питают критическое мышление, аргументация, теории и концепты. Это сложная конструкция, на которую накладывается настоящее и на чем строится будущее.
На протяжении последних ста лет наш коллективный разум был в большей степени сконцентрирован на скрупулезном документировании фактов о Геноцидае армян: от количества жертв до хронологии геноцидальных действий, от картографии преступлений до международной̆ политики. Наша историографическая мысль занималась доказательством неопровержимости факта Геноцида, а усилия нации концентрировались на его международном признании и осуждении. Это, безусловно, необходимо, однако на сегодня недостаточно. Поскольку современные реалии требуют критического осмысления содержания истории: почему это произошло, как произошло, могло ли этого не быть и какие уроки следовало бы извлечь из катастрофы национального масштаба? В политической̆ же плоскости необходимо прекратить избегать таких вопросов, как «в чем мы ошиблись, чего не сделали или что именно сделали, чего делать не следовало?».
Рассматривая историю Геноцида армян с этой точки зрения, видим множество белых пятен именно для нашего прочтения. Говоря о Геноциде армян, мы, в конце концов, должны найти в себе силы избавиться от комплекса жертвы и посмотреть на нашу национальную катастрофу с точки зрения жесткой realpolitik. Следовательно, канонизируя жертв Геноцида и продолжая наши усилия в борьбе с его отрицанием во имя признания, осуждения и устранения последствий, необходимо одновременно демифологизировать нашу же историю, превратив ее из «сакрального» текста в крайне полезный рабочий документ, из которого нужно черпать знания и который надо переосмысливать. В конце концов, необходимо найти, выучить самим и передать будущим поколениям формулу «никогда больше!».
Сказанное касается не только Геноцида армян. Есть необходимость в десакрализации наших знаний о многих исторических эпизодах. Наши знания об истории 20-го века и предшествующих периодах в этом, безусловно, нуждаются. А вот относительно нашей еще вчерашней истории процесс, кажется, уже начался. И все мы, как ни странно, должны быть благодарны за это действующей власти.
В истории Армении последних десятилетий параллельно политической борьбе формировались мифы, которые, кажется, никто и трогать не желал, дабы подвергнуть проверке и удостовериться в их правдивости. Долгое время общество, его отдельные слои подпитывались этими мифами, вырабатывая собственное отношение, исходя из персональных социальных позиций, восприятий и ожиданий. Сегодня же все эти мифы перестают существовать, исчезают.
Более 20 лет Армения живет «теорией заговора» вокруг теракта 27 октября 1999 года. Будучи одной из крупнейших трагедий в истории независимой Армении, теракт также стал темой для наибольшего количества спекуляций. Сегодня живы большинство участников тех событий и есть все свидетельства – уголовное дело, преступники, готовые заговорить вновь, и власть, превратившая «волю к разоблачению всего» в очередной самопиар. И именно благодаря Николу Пашиняну, больше других верившему и жаждавшему видеть этот «заговор века», ничего не произошло. Оказалось, что все, на что намекали на протяжении двух десятилетий, о чем предупреждали или угрожали, не имеет ничего общего с реальностью. А может причина в том, что на самом деле ничего тайного и не осталось?
Ровно 12 лет как нашему народу «вскармливают» мифы о «заговоре властей» вокруг событий 1 марта, не гнушаясь и по сей день использовать жертв в качестве щита в политической борьбе. И сейчас, не стыдясь даже памяти десяти жертв, без каких-либо комплексов, 1 марта продолжает использоваться в качестве довода во внутриполитической борьбе. Людям внушали, что стоит только Николу Пашиняну прийти к власти, как будет раскрыто нечто, доселе тщательно скрываемое. Тем более, что ровно два года назад именно он и заявил: «Дело 1 марта полностью раскрыто». А что мы имеем на сегодня? Ровным счетом ничего, помимо одного обстоятельства: как в марте 2008-го, так и в марте 2018-го Никол Пашинян пытался прийти к власти любой ценой. В 2018-м ему это удалось, и 1-ое марта из политического мифа он превратил в политический инструмент.
Уже 4 года как обвинения, звучащие в нашем обществе, зиждутся на тематике Апрельской войны. Победа это или поражение? Заговор или предательство? В танках было горючее или вода? Патронов хватало или нет? Начались ли действия с одобрения России или это идиотский бред? То были даже не вопросы, а «аксиомы». Даже парламентскую комиссию сформировали, превратившуюся в бессмысленный театр. В итоге же, с огромной долей вероятности, будет засвидетельствована несостоятельность очередного мифа.
Развеялся также миф о том, что бывшая оппозиция (нынешняя власть) в состоянии решать насущные проблемы. До этого, на протяжении последних 30 лет, все верили, что оппозиционеры – это талантливые, неподкупные и преданные самоотверженные люди, у которых просто не было возможности стать лидерами и доказать все это делом. А посему нужна лишь революция, нужно привести их к власти – и все встанет на свои места. И вот сейчас они у власти, а созданный на протяжении многих лет миф об их способности решать насущные проблемы развенчан. Их работа и результаты очевидны для всех: разрушающаяся экономика, провальная внешняя политика, карманное правосудие, искаженные ценности.
Стал очевидным самый болезненный факт: оказалось, что все упомянутые мифы, последовательно вскармливаемые обществу, были обычным инструментом в борьбе за власть и деньги. Эти мифы не имеют ничего общего ни с реальностью, ни с патриотизмом, ни с благополучием народа и государства. И сегодня царство лжи, чьим архитектором и строителем выступает Никол Пашинян, постепенно рушится. И, как водится, обрушивается на голову самого строителя.
Это период раскрытия истин, может, и болезненный, но в то же время полезный. Полезен он в первую очередь для будущего нашего народа. Ведь для того, чтобы иметь историю, нужно освобождаться от мифов. Демифологизация способствует правильному изложению истории, на котором и нужно строить будущее. Без демифологизации нам не удастся осознать, кто мы есть, на что способны и что нам делать с неумелой и бездарной властью. Точно так же, вероятно, однажды мы придем к болезненному выводу о том, что во всех трагедиях, происходящих с нами, есть доля собственной вины. Поскольку не могут победы быть нашими, а поражения – следствием сложившихся обстоятельств. И, возможно, в один из дней, мы осознаем, что именно должны были сделать, дабы избежать национальной катастрофы начала прошлого века и чего не сделали либо не сумели сделать так, как это было необходимо. Поскольку то, чего желали и сделали другие, известно и нам, и миру тоже.
Постскриптум. Мифов гораздо больше, чем перечислено выше. В данном случае 27 октября, 1 марта и Апрельская война – это тот наглядный треугольник, в который удобно встроены все остальные. Текущий процесс демифологизации открывает окно для победы реализма и дальновидности. А это первый шаг к достижению успеха. В Армении настал «момент истины».
Экс-посол РА при Святом престоле Микаэл Минасян