Если после коронавирусной пандемии политико-идеологическая составляющая продолжит уступать финансово-экономическому аспекту существования Евросоюза, то пиши пропало. Брюссель в таком случае можно будет спокойно сбрасывать с геополитических счетов. И договариваться тогда придется с каждой из европейских столиц по отдельности.
Скелеты в шкафах - американских и европейских
Захлестнувшая мир пандемия COVID-19 оказалась для Евросоюза непреодолимым испытанием на крепость политического и экономического единения – это уже очевидно. И дело здесь не только в том, как отреагировало на возникшие в Италии проблемы содружество европейских стран.
Вернее, НЕ отреагировало, предпочтя попросту перекрыть внутренние границы и прибрать к рукам даже медикаменты и медицинское оборудование, которые могли спасти тысячи человеческих жизней в том же Милане или Бергамо.
Чем обернется обида итальянцев на европейских союзников, пока не совсем понятно. Однако можно не сомневаться, что, по крайней мере, Китай, протянувший им руку помощи, в состоянии сделать Италии предложение, от которого ей будет трудно отказаться.
Это – касательно экономики. И в этом плане позиции "брюссельского обкома" более чем слабы, поскольку уже подсчитано, что для восстановления промышленности и разрушенной пандемией инфраструктуры Евросоюза потребуется от полтора до двух триллионов евро. Подсчитать-то брюссельские чиновники подсчитали, однако так и не нашли ответа на вопрос: откуда взять денег на столь масштабный "план Маршалла"?
Ведь Соединенным Штатам, как минимум, до осени будет не до страданий европейцев. У американцев свои скелеты в шкафу, которые вдруг скопом начали вылезать после того, как стало известно о противостоянии между президентской администрацией и губернаторами, каждый из которых тянет одеяло на себя.
Однако скелетов, спрятанных в европейском интеграционном шкафу, оказалось на порядок больше. И, в первую очередь, они были связаны с тем, что на последнем этапе (лет тридцать) в "телегу Евросоюза" впрягли... "коня и трепетную лань".
То есть, на последнем этапе сам процесс объединения исходил не из здоровой логики, предполагающей для начала создание единого, общего идеологического базиса (хоть какого-то).
В этом случае объединение под названием Евросоюз худо-бедно, но было бы в состоянии выдержать тяготы коронавирусной пандемии, захлестнувшей мир. Но тогда просто постарались запихнуть в ЕС побольше стран, вышедших из-под контроля почившего в бозе Советского Союза. И рядом с имеющими серьезный финансово-экономический потенциал странами на равных условиях посадили тех, кто этих возможностей изначально не имел.
Якобы идеологическое союзничество европейцев
Когда "брюссельским обкомом" командовали господа из-за Атлантики, диктовали условия и делали предложения, от которых руководство ЕС было не в состоянии отказаться, все шло своим чередом, аккуратненько. Каждый из членов Евросюза исподтишка "тянул одеяло на себя". Богатые старались поменьше заплатить в общий котел. Те, кто беднее, наоборот - старались выкачать себе побольше.
Ну, а когда не хватало, то всем скопом обращались к американцам, которые вели свою крупную геополитическую игру на стыке границ Европы со своим основным идеологическим (отнюдь не экономическим) соперником – Россией. В этой игре ставки были настолько высоки, что на финансовую мелочь, которую откровенно выпрашивали члены ЕС из последнего потока, которые можно назвать странами "второго плана", США попросту не обращали внимания.
Посредниками же всего этого "вроде бы идеологического союзничества" выступали структуры ЕС со своей администрацией, пригревшей высокие чины в Брюсселе. Контролировали и общий котел Евросоюза, и финансовые потоки, поступающие из-за океана. Чиновникам самим хватало с избытком. Обходились без серьезных противоречий с развитыми европейскими государствами, такими, как Германия, Франция, та же Италия, страны Скандинавии и так далее.
Но всему приходит конец. И примечательно, что вопрос "почему я должен платить непонятно кому и непонятно за что?" в этой вроде бы налаженной схеме возник по ту сторону океана после того, как к власти в Белом Доме пришел откровенный прагматик и жесткий капиталист-бизнесмен Трамп.
И вдруг оказалось, что серьезного идеологического базиса для экономического и политического объединения трех десятков государств под крышей брюссельской администрации попросту не существует. Оказалось, что ни одна из стран, входящих в этот крупнейший союз, не готова пожертвовать даже каплей своих возможностей, евро-центом своего, личного финансового, социального благосостояния ради помощи союзнику.
Не в обычное время, не из каких-то конъюнктурных или стратегических (а то и тактических) соображений, а именно в трудную, критическую минуту. И началось все это не во время коронавирусной пандемии. Отнюдь.
Ждет ли ЕС реорганизация после пандемии COVID-19?
Стоит лишь вспомнить, какие проблемы и споры возникли в рамках Евросоюза после того, как США вдруг выдвинули требование платить в казну НАТО, как минимум, по два процента от годового ВВП. Это было показательно – чем богаче европейская страна, чем выше ВВП, тем острее воспринималось условие, диктуемое заокеанским союзником.
И наоборот, чем меньшим потенциалом располагала страна, с тем большей готовностью подчинялась требованию, передаваемому Соединенными Штатами посредством того самого "брюссельского обкома". Значило это лишь одно.
Страны, которые зарабатывают тяжким (пусть капиталистическим), но трудом, развивают свою экономику, промышленность, тяжелее платят. Конечно, ведь они знают цену каждому заработанному евро. Ну и, соответственно, наоборот.
Та же Германия, которая вот уже который год бьется над тем, чтобы Россия наконец-то прорубила очередное окно в Европу (на сей раз газовое), до сих пор наталкивается на жесткое сопротивление не только (и не столько) со стороны Соединенных Штатов, сколько со стороны Польши. Речь о приснопамятном "Северном потоке-2", который американцам мешает продавать свой дорогой сжиженный газ в Европу.
Ну, у США свои конкретные экономические интересы. А интересы Польши вторичны. Но даже это обстоятельство не заставляет поляков смягчить свою позицию, хотя они и понимают, насколько необходимы Германии дополнительные объемы российского природного (то есть, дешевого) газа. Вот такое вот европейское союзничество в ЕС.
О том, как это самое "евро-союзничество" проявило себя во время пандемии, будут говорить еще долго.
Напишут множество книг о том, как цивилизованные европейцы перехватывали друг у друга маски, медицинскую технику и снаряжение, аппараты ИВЛ, необходимые для спасения человеческих жизней. И речь не только об Италии… Вот уже три-четыре месяца коронавирус "свирепствует" на европейских просторах, а "брюссельский обком" никак не выработает единой стратегии внутри объединения.
Хотя, если быть объективными, то следует признать – пытается. Оно и понятно, ведь в противном случае Евросоюз после пандемии, как минимум, подвергнется серьезной реорганизации. И кто знает – не исчезнут ли с лица Европы, в первую очередь, именно те самые кресла в Брюсселе, все это время так приятно гревшие тамошних чиновников.