Еще недавно подобный тезис не вызывал ничего, кроме насмешки, а подобные заявления были элементами острой политико-информационной войны, ведущейся между Вашингтоном и Тегераном. Особенно сейчас, когда США стали чрезмерно политизировать ситуацию с коронавирусом в Иране, обвиняя руководство этой страны в «некомпетентности, отсутствии способности наладить квалифицированное государственное управление, что ведет к высокой смертности среди граждан страны». Но теперь, когда американцев самих захлестывают волны пандемии, такая атака на Иран воспринимается в Тегеране иначе. Резаи не первым заговорил о возможности появления в США «содружества независимых штатов», когда местные элиты станут сепаратистами и установят границы между бывшими частями единого целого. Об этом открыто пишут уже сами американские эксперты, указывая на то, что «федеральное правительство вступило в противоречия с властями некоторых штатов по поводу планов борьбы с коронавирусом и по многим другим вопросам».
Речь о Калифорнии, Техасе и даже Нью-Йорке, которые ставят под сомнение компетентность «федерального партнера». Аналитики называют «новые государства: Калифорнийская Республика, Центральная Североамериканская Республика, Атлантическая Америка, Республика Техас, Аляска и Гавайи. «У федерализма в США всегда были проблемы, — отмечает агентство Bloomberg. — Но конфликты нарастают, а разрешения нет. Появляются символы раскола». Конечно, все это можно воспринимать как проявление внутриполитической борьбы в год президентских выборов, когда идеи «сепаратизма и гражданской войны» сознательно вбрасываются в информационное и политическое пространство. И на это Иран реагирует. Определенные политические круги в Тегеране считают, что сбывается еще одно персидское пророчество, согласно которому «перед США маячит перспектива того, что произошло с СССР на рубеже 1990-х годов». Кстати, в одном из таких пророчеств указывалось, что «развал США начнется после серии их неудач на Ближнем Востоке и последует после столкновений с Персией».
О сценарии возможного развития событий недавно писали американский эксперт Стивен Коэн и профессор географии Тихоокеанского университета Сиэтла Кэтлин Брейден, анализируя последствия «бесконечного вмешательства США в дела Ближнего Востока, что настраивает против американцев весь исламский мир». Назывались и даты распада США. По Коэну, «через пять лет после кризиса 2008 года». Как видим, сроки, отведенные исполнению прогноза, давно истекли. Однако обозначенные проблемы остаются актуальными. Дело в том, что Ближний Восток очень чувствителен к силе и слабости внешних игроков. Там быстро улавливают момент, когда «Акела промахивается». О признаках нездоровья «гегемона» заговорили ведь не только в Иране. На днях турецкое издание Sabah отмечало, что пандемия коронавируса «подорвала три важнейших столпа мировой мощи США: качество управления во внутренней политике, стратегическое видение, а также способность к мировому лидерству при управлении кризисами». В свою очередь многие арабские СМИ отмечают, что очевидное стремление Вашингтона постепенно сокращать свое военное присутствие в регионе с расчетом «управлять издалека» ведет к формированию новой региональной международной системы, сопряженной с процессами радикальной трансформации.
Происходит это в ситуации, когда Европейский союз не имеет доктрины ближневосточной политики, а образующийся геополитический вакуум заполняют Россия и потенциально Китай. В свое время президент США Барак Обама, идя на подписание соглашение с Ираном по ядерной программе, намеревался вместо Анкары заполнить этот вакуум Тегераном. А вот Трамп одновременно заметно ослабил региональное влияние Турции и стал вынашивать планы по фрагментации Ирана, обкладывая его всевозможными санкциями. Помимо того, говорит известный американский эксперт Джозеф Най, президент стал отказываться от выстраивания баланса асимметричных интересов с Саудовской Аравией «в силу изменения обеспеченности США энергоресурсами». Нет сомнений в том, что американцы и дальше на Ближнем Востоке следовали бы избранной тактике и стратегии, оставляя за собой хаос и геополитический разброд. Но вмешался коронавирус, который сузил период исторического времени для реализации задуманного сценария и ввел ограничители в битве Вашингтона с Ираном.
Поэтому заявление Резаи о возможном распаде США и их дальнейшего политического будущего, даже при условности самого тезиса, является ударом в десятку и призвано вызвать гигантскую информационную волну, которая в принципе может изменить «большую игру» на региональном уровне. Получится ли?