На самом деле все - и саудиты, и американцы, и русские нефтяники - понимают, что в сложившейся с пандемией ситуации сокращать объемы добычи "черного золота" в любом случае придется. Только вот вопрос вопросов – кому и сколько придется ужаться на международном нефтяном рынке.
Экспертов много, прогнозов и желания – еще больше
Предсказать реальный исход заседания ОПЕК+, которое пройдет 9 апреля в видеоформате, не берется никто. Однако предположениями экспертов-аналитиков буквально забито все медиа-пространство. Правда, специалисты действуют достаточно предсказуемо – каждый тянет одеяло на себя, предсказывая такое развитие событий, которое выгодно именно его стране.
Один говорит, что Соединенным Штатам в итоге удастся "дожать" своих конкурентов – Россию и Саудовскую Аравию – и те сократят объемы добываемой нефти настолько, чтобы цена за баррель поднялась до приемлемого для американских "сланцевиков" уровня – а это порядка 42-45 долларов. Другие утверждают, что США в любом случае самим придется ужаться.
США — самый крупный в мире поставщик нефти, и при падении цен страдают больше всех в том плане, что теряют целую отрасль – корпорации и фирмы, занимающиеся добычей сланцевой нефти. В предыдущие годы в технологии добычи сланцевой нефти были вложены серьезные суммы.
И сейчас, когда цена за баррель скатилась донельзя, есть риск, что инвестиции (некоторые источники говорили о суммах порядка 50 миллиардов долларов) будут попросту потеряны. И даже государственные субсидии, которыми американцы сейчас пытаются поддержать отрасль, могут лишь временно помочь фирмам, находящимся на грани банкротства. Капитализм в подобных случаях особых долгосрочных субсидий не предоставляет.
И даже Трамп, старающийся на людях показывать, что особых проблем не видит, на самом деле озабочен ситуацией на нефтяном рынке. С одной стороны, американский президент говорит о том, что падение цены на нефть очень даже на руку населению, автомобильному транспорту, авиационным перевозкам. Но нет-нет, да и прорвется в его выступлениях нотка страха – боится Трамп потерять больше половины скважин (а их в США порядка пятисот) из-за низкой цены. Особо отмечает, что пропадет и множество рабочих мест, а это, как известно, у него такой "пунктик". Так что в преддверии ОПЕК+ он уже успел переговорить и со своим российским коллегой Путиным, и с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом.
Из-за пандемии дешевой нефтью потребители затоварились очень быстро
В реальности дела на международном рынке "черного золота" дела идут далеко не блестяще. И дело даже не в том, что саудиты попросту неправильно просчитали свой потенциал и возможности, попытавшись надавить на Россию в рамках ОПЕК+ в конце февраля. Именно тогда и закрутилась катастрофическая карусель с нефтяными ценами, когда Саудовская Аравия вдруг "взбрыкнула" и заявила, что в обход всех договоренностей начинает резко увеличивать объемы поставок нефти на мировой рынок.
С тех пор в течение месяца саудиты увеличили объемы своей добычи на два с половиной миллиона барреля ежедневной добычи. Начали продавать нефть направо-налево, целенаправленно сбивая цены. И просчитались.
Дело в том, что вкупе с падением потребления "черного золота" из-за коронавирусной пандемии резкие "телодвижения" саудитов привели к такому обвалу цен, на который в Эр-Рияде оказались не готовы. Дело дошло до такого "затоваривания", при котором заполненным танкерам попросту стало негде разгружатьсяь. Страны-потребители очень быстро закупились дешевым жидким энергоносителем "под завязку" и стали отказываться от еще более выгодных ценовых предложений, даже если продавец предлагал и бонусы.
В сложившейся ситуации цены на аренду наливного танкера резко подскочили (некоторые источники утверждают – в десять раз), и даже Саудовская Аравия со своей самой низкой в мире себестоимостью стала задыхаться.
Тем более, что в условиях пандемии наблюдается действительно резкое сокращения потребления "черного золота" в мире. Согласно различным источникам речь идет от десяти до тридцати процентов, поскольку сейчас коронавирус COVID 19 свирепствует именно в самых развитых и энергопотребляющих странах – в Европе, в Соединенных Штатах… Даже Китай еще полностью не восстановился от Уханьской трагедии.
И именно сейчас стало понятно, что саудиты действительно поспешили. Сейчас пытаются раскрутить очередную авантюру, которая направлена то ли против России, то ли против американских нефтяников-"сланцевиков". Понятно, что в официальных резюме Эр-рияд от подобной оценки открещивается, однако факты же налицо.
На ОПЕК+ будет серьезная "драчка" за долю рынка
А факты таковы. К резкой смене тактики Саудовская Аравия прибегла после того, как сперва предложила России сократить добычу нефти по полмиллиона баррелей в день. Якобы для того, чтобы поддержать цену где- то в пределах пятидесяти долларов за баррель. Однако Россия, наученная горьким опытом, отказалась. А горький опыт заключался в следующем.
Когда Москва согласовывала с Эр-Риядом и в рамках ОПЕК+ свою долю добычи (то есть отказывалась от какой-то части своего «нефтяного пирога»), то открывшееся пространство тут же занимали американские нефтяники-"сланцевики". Видимо, именно таким образом США и доросли за последние годы до самого крупного поставщика нефти в мире. А ведь немного прошло с того времени, как США вообще не экспортировали «черное золото».
Правда, в какой-то момент американцы обвинили своих союзников–саудитов в сговоре с Москвой, целью которой было вытеснение с рынка американской сланцевой нефти. Логики в этом, собственно, не было, хотя бы потому, что России в ожидании потрясений, связанных с пандемией, таких проблем совсем нужно не было.
Что касается сговора между Вашингтоном и Абу-Даби, то его исключить, в принципе, нельзя. Однако даже если он и был, то не сработал. И дело, как оказалось, было не только в коронавирусной пандемии, но и в том, что Россия действительно отреагировала нестандартно. То есть вовсе никак не отреагировала. В Кремле раньше других просчитали, что так и так весь нефтяной рынок сотрясется - мало не покажется. И решили на вызов саудитов не реагировать.
А когда напряженность на рынке достигла пика, Россия стала реагировать. На девятое запланировано заседание ОПЕК+, на десятое – встреча министров энергетики G20. С тем, что на фоне коронавирусного кризиса объемы добычи придется сокращать, признают все. Насколько? Это уже вопрос. В общей сложности сокращать добычу придется до 10 миллионов баррелей в сутки.
Саудиты, получившие нехилый удар своим же бумерангом, опять мошенничают. Пытаются договориться с Москвой, чтобы та сократила свои объемы на полтора миллиона, и тогда они сократят свою долю на целых три. Однако Абу-Даби месяц тому назад увеличила свою долю на 2.5 миллионов баррелей в сутки. И в реалии сейчас хотят отделаться тем, что вернутся на старые позиции плюс еще 0,5 миллиона. Так что схватка ожидается жаркая…