В качестве топ-менеджера и лидера нации в мирное время, в период экономического процветания президент США Дональд Трамп действительно оказался хорош. После бездарного правления своего предшественника Барака Обамы смог поднять экономику страны. Именно при Трампе "задышала" основа основ американской промышленности – автомобильное производство. Приблизились к минимуму показатели безработицы, чего давно не было.
Великолепный топ-менеджер необходим для экономического процветания
Трамп подходил к тому, чтобы начать выполнять обещания, данные избирателям касательно вывода американских войск из Ближнего Востока. Да и вообще даже на внешнеполитической арене у американского лидера все было в ажуре – сумел дожать Иран и отобрать львиную долю иранских потребителей нефти.
Вообще резко поднял роль и значение Соединенных Штатов на международном рынке энергоносителей. Не только обеспечил американских нефтяников выгодной диспозицией, потеснив ведущие нефтяные страны, но еще и на европейском треке дал серьезный бой главному поставщику природного газа – России. Буквально на последнем этапе умудрился не мытьем так катаньем остановить строительство газопровода "Северный поток-2".
Правда, прибегнул к запрещенным приемам – санкциям и давлению на европейские корпорации, сидящие на этом российском проекте. Видимо считал, что победителей не судят, а на данном коротком "довыборном" этапе остановка строительства вполне может сойти за стратегическую победу.
Что будет потом, когда к концу текущего года Россия уже сама, собственными силами закончит строительство "Северного потока – 2", Трампа уже особо не волновало. Он небезосновательно рассчитывал, что российский природный газ "пойдет" к европейскому потребителю уже после ноябрьских президентских выборов, и его это уже не будет касаться.
В принципе, логика подобного поведения президента Соединенных Штатов на европейском "газовом треке" изначально была предсказуема и понятна. Трамп попросту решил не изобретать велосипеда и использовать тот же инструментарий, который применял изначально, когда только заступив на пост лидера нации, доказал, что стране нужен сильный топ-менеджер, коим он и является.
Лозунг "Америка превыше всего" в действии
Тогда, в самом начале своего президентства Трамп продавил у саудитов оружейный заказ на сотню миллиардов долларов, обеспечив заказ американским военным корпорациям и рабочие места "своим" избирателям. И уже было ясно, что если кто и вытянет сверхдержаву из той экономической ямы, в которую загнали ее предшественники трамповской администрации своими высокопарными идеями о глобализме, то только такой президент-бизнесмен, как Трамп.
Затем была тяжелая торговая война с Китаем, из которой Трамп тоже умудрился выйти если не полноценным победителем, то как минимум человеком, сумевшим принудить принять условия, более благоприятные для его страны. Полтриллиона гарантированного ежегодного закупа Китаем американской продукции – это серьезное подспорье для экономики и корпораций.
Говорить о Европе, одном из самых лакомых кусков того пирога, который представляет собою международный потребительский рынок, даже говорить не хочется. Видимо, до сих пор еще никто не подсчитал, в каком выигрыше оказались американские оружейные корпорации после того, как США откровенно принудили своих европейских союзников платить в кассу НАТО до двух процентов ВВП своих стран.
А ведь это все – оружие, боеприпасы и все остальное, необходимое для содержания самого крупного военного блока, постоянные заказы, обеспечивающие американской экономике полноценное функционирование. Вот такой вот топ-менеджер, избранный на президентский пост американским избирателем.
Ко всему вышеперечисленному следует добавить жесткую санкционную политику на внешнеполитической арене. А ведь она в первую очередь касалась всех остальных стран, могущих составить американской "нефтянке" конкуренцию на международном рынке энергоносителей – Иран, Венесуэла, Сирия, та же Россия.
Также следует упомянуть мягкотелость европейцев, не умеющих противостоять давлению заокеанского патрона. Достаточно четко это проявилось не только в случае с ситуацией российского газопровода ("Северный поток – 2"), но и в ходе эпопеи с иранским "ядерным соглашением", из которого Трамп буквально выдернул Соединенные Штаты в одностороннем порядке.
В военное время лидеру нужен другой инструментарий
Вот такой вот президент "мирного времени" для страны, которой был нужен экономический и производственный прорыв. И Трамп этот прорыв обеспечил сполна, показав обществу, что в действительности значит лозунг "Америка превыше всего". И сейчас, глядя на осунувшееся лицо американского президента в самый разгар коронавирусной пандемии, вдруг понимаешь, что он – лидер нации в условиях мирного времени, а для военного времени не подходит.
Становится очевидно, что поведенческая парадигма топ-менеджера, способная вытянуть страну из экономической ямы, непригодна в условиях пандемии. И дело вовсе не в том, что необходимы жесткие решения. На них как раз Трамп способен похлеще любого.
Просто изначально таков статус американского президента, что в сложившейся ситуации он не может быть единоличным лидером. При любом решении любой проблемы ему будут вставлять палки в колеса не только откровенные политические оппоненты, но и вообще все. И эти "вообще все" в состоянии своими решениями (скажем, в том же Конгрессе, в Сенате) связать ему руки. Страшно даже представить, как его будут критиковать за то, что ввел кадровые войска в Нью-Йорк.
И можно быть уверенным, что не менее жестко бы его критиковали, если бы он эти войска в Нью-Йорк не вводил. Понятно, что сейчас оппоненты будут "хлестать" за нарушение каких-то там демократических норм. В противном случае хлестали бы за то, что не смог справиться с ситуацией, допустил беспорядки и так далее.
До президентских выборов времени, чтобы поправить пошатнувшееся резюме, осталось всего ничего. Чуть больше полугода. И если ситуация с коронавирусом и дальше будет обостряться, если уровень смертности не снизится, то с победным рейтингом Трампу придется распрощаться. Ведь в военное время судят опять-таки по результатам (собственно, как и в мирное).
Однако тут для результативности нужен другой инструментарий, которым действующий президент Соединенных Штатов попросту не владеет. И тут уже есть опасный соблазн пойти на обострение на международной политической арене. Спровоцировать "войнушку", которая где-то выправила бы ситуацию. Не этим ли обусловлено усиление давления США на Венесуэлу, на Иран?