Пандемия коронавируса стала своеобразной точкой отсчета для современной цивилизации: Соединенные Штаты теряют серьезную долю влияния в самых важных регионах.
"Водного перемирия" по Киплингу не будет
Было бы наивным предполагать, что пандемия коронавируса может привести к своеобразному "водному перемирию" на международной политической арене. Инфекция появилась в очень неудобный момент. Аккурат тогда, когда уровень обострения межгосударственных отношений достиг точки кипения. А противостояние между сверхдержавами во многих горячих точках могло в любую минуту перейти в военную фазу.
Понятно, что в подобной ситуации только для того, чтобы остановиться, оглянуться и понять, насколько серьезная опасность грозит современной цивилизации, необходимо время. А времени этого коронавирус человечеству не предоставит.
Вот и получается, что вместо того, чтобы сконцентрировать потенциальные возможности в единый кулак, человечество продолжает перебраниваться. Ситуация сродни семейной склоке, когда пламя пожара охватило не только кухню, но и подбирается к входной двери, но никто не замечает, а когда станет понятно, что следует убегать, может быть уже слишком поздно.
Однако в преддверии пандемии геополитическое противостояние на планете достигло такого уровня, что справиться в одночасье с эмоциями вряд ли кто мог. Тем более, что в какой-то момент уже стало понятным – мир действительно меняется коренным образом. Придется приноравливаться к новым реалиям, которые, будем честны, не все сверхдержавы устраивают.
Касается это без исключения всех участников глобальных политических процессов, начиная от ядерных сверхдержав и заканчивая странами, претендующими на региональное лидерство. Однако особо остро дает о себе знать ситуация, складывающаяся в наиболее, скажем так, "стратегически важных точках" планеты Земля.
В первую очередь – на Ближнем Востоке, откуда волны политической истерии, наподобие кругов от упавшего в воду камня, могут разойтись по всем прилегающим регионам. Ну и не менее судьбоносные процессы сейчас стремительно разворачиваются в Европе, которая была откровенно готова к каким бы то ни было катаклизмам - начиная от иммиграционных волн, захлестнувших эту часть света, и заканчивая пандемией.
Европа оказалась не подготовленной к катаклизмам
Сложившаяся ситуация изначально была предсказуема. И называть пандемию предтечей развала Евросоюза просто язык не поворачивается. До этого был Brexit. Потом катастрофа с накатывающими на средиземноморский европейский берег волнами иммиграции. Затем Брюсселю приходилось разбираться с целым рядом идеологических и экономических "нестыковок" как внутри политического объединения, так и с главным атлантическим союзником в лице США.
Начиная от перебранок между европейскими столицами по поводу того, кому и какая квота от перебравшихся сюда из Африки и Азии иммигрантов достается "в наследство" до непродуманной внешней политики Соединенных Штатов и натовских разборок с заокеанским сюзереном…
В этот список можно впихнуть слишком многое – и жесткую санкционную политику против России и Ирана, навязанную американцами Евросоюзу. Часть европейцев от подобного "подарочка" с удовольствием бы избавилась и спокойно бы торговала и контачила с востоком, поскольку это было бы весьма выгодно. Касается это в первую очередь развитых в экономическом плане европейских стран – Германии, Франции, Италии, Испании.
Правда тут, как и в случае со строительством газопровода "Северный поток-2", интересы европейцев коренным образом разнились. В том плане, что другие страны, например, Польша, категорически отказывались считаться со своими соседями и предпочитали поддержать заокеанского патрона.
Ну а к этому следует добавить еще и финансовые разногласия, связанные с натовскими разборками. Ведь требования американцев платить в Североатлантический блок все больше и больше за защиту от "русской угрозы" откровенно противоречат менталитету прижимистых европейцев. Вспомним, дело доходило до того, что лидеры Германии и Франции начинали говорить о необходимости создания собственной армии.
Речь идет также о желании избавиться от натовского "баланса", ставшего таковым после того, как исчез единственный потенциальный противник - Советский Союз. А пандемия, кажется, просто стала последней каплей. Всего лишь неделя потребовалась для того, чтобы были перекрыты внутренние границы шенгенской зоны, а вместе с тем и идеологическая составляющая существования Евросоюза.
Соединенным Штатам придется выбирать из двух зол
Что касается Ближнего Востока, то там иные геополитические и моральные вызовы, от которых тем же Соединенным Штатам не отвертеться никак. В первую очередь речь об Иране, который принял на себя самый тяжкий удар пандемии в этом регионе.
По прогнозам некоторых специалистов, сейчас Иран стоит перед невиданной катастрофой, особенно из-за того, что у страны нет денег на закупку необходимых лекарственных препаратов и медицинского оборудования. А денег нет, потому что США уже который год перекрыли все легальные каналы по продаже нефти, на которой зиждется иранская экономика.
Более того, жесткая санкционная политика Соединенных Штатов напугала весь мировой бизнес и финансово-банковские структуры, которые могли бы быть задействованы в помощи Ирану. Дело дошло до того, что сейчас не находится ни логистики для переправки в страну гуманитарной помощи, ни банков, которые рискнули бы перечислить на иранские счета мало-мальские трансферты.
Руководитель американского Госдепа Майк Помпео говорит о том, что гуманитарных операций санкции не коснутся, однако связываться с американцами в этом плане никто не хочет. Действительно может оказаться себе дороже. Так что для Соединенных Штатов в сложившейся ситуации есть всего два выхода. И оба – нежелательные.
Американцы на самом деле могут заявить, что во имя каких-то цивилизационных идеологических ценностей снимают санкции. И тогда разрушится пирамида, созданная годами и непосильным трудом для блокировки самого опасного идеологического противника в регионе. В этом случае по окончании пандемии уже вряд ли получится восстановить эту самую пирамиду. Во всяком случае это опять потребует неимоверных трудов и долгих лет работы, на которую США тогда вряд ли будут способны.
Либо же могут сделать "морду кирпичом" и пожертвовать жизнями ни в чем не повинных иранцев во имя неприемлемой для этой страны идеологии. Только вот тогда идеологическая парадигма присутствия самих США в столь важном регионе очень быстро сойдет на нет. И принимать американцев там перестанут даже самые близкие союзники.