«Как нет родины у курдов, которые разбросаны по разным странам, точно так же не будет ее и у нас, а наши территории разделят между собой соседние государства», — пишет грузинский ресурс «Грузия и Мир» в анонсе интервью председателя «Объединения правозащитников» Грузии Николоза Мжаванадзе. При этом, как отмечает автор материала Джаба Жвания, единогласно принятое 27 февраля решение Комитета министров Евросоюза, согласно которому запланированный на 14—15 мая министериал Европейского союза вместо Тбилиси пройдет в Страсбурге, положило конец истерике, разразившейся в грузинском политическом спектре… Отныне вопрос впускать или не впускать в Грузию российскую делегацию снят с повестки дня.
— … каково ваше мнение относительно переноса министериала Евросовета из Тбилиси в Страсбург? Власти объясняют данное решение необходимостью изначально избежать возможных угроз, а наци и евронаци хвастают: стоило бы им только впустить в страну российских дипломатов, как мы, мол, свергли бы этот режим… Что может значить все сказанное?
— Это является очередным ярким примером и подтверждением того, что в условиях существующей политической повестки дня у нас отсутствует даже теоретический шанс вернуть Абхазию, вернуть Самачабло (Южная Осетия — ред.) и объединить страну. Все наши политики выступают в роли дешевых марионеток, и их повестка дня, план их действий, касайся он отношений с Россией или чего-либо другого, напрямую расписаны спецслужбами иностранных государств. Наверное, и без пояснений понятно, что за спецслужбы имеются в виду — первым долгом, речь, естественно, идет об американском посольстве, которое фактически взяло на себя функцию нашей высшей власти. Что же касается конкретно переноса министериала в Страсбург, это еще один крах нынешнего руководства. Тем самым, общество как бы окончательно убедилось, что Запад и в особенности существующее за океаном «большое братство» попросту не допустят любого, даже самого незначительного улучшения в российско-грузинских отношениях и на корню будут пресекать появление каких-либо перспектив в этом направлении. Они не только не желают диалога между Тбилиси и Москвой, но и при возникновении любого намека на такую возможность, пусть даже теоретическую, немедленно приступают к активным действиям, заставляя управляемую ими пятую колонну поднимать истерический визг. В этом кроется главное обстоятельство, лишающее нас возможности прямых переговоров. В целом в этом и проявляется беспомощность нынешней власти. Если б не ее слабость и не антигосударственное поведение, американское посольство не смогло бы так открыто определять нашу внешнюю политику…
— Куда, по вашему мнению, способна завести нас такая политика? Что за будущее сулят Грузии подобные подходы?
— Грузия в результате такой политики очень скоро развалится, и мы, к сожалению, будем не в состоянии помешать этому процессу. Потому что когда у тебя в течение многих лет продолжается открытый конфликт со сверхдержавой, определяющей геополитическую повестку дня в регионе, ты, естественно, вынужден постоянно пятиться назад с точки зрения безопасности — это первое; второе — в экономическом отношении Россия для Грузии служит безальтернативной основой, которую, даже при наличии политической воли, не в состоянии заменить ни Европа, ни тем более Соединенные Штаты Америки; тем более, что подобной воли и не существует. Повторяю: очень скоро такая политика приведет к развалу Грузии, и мы превратимся во второй Курдистан — как нет родины у курдов, которые разбросаны по разным странам, точно так же не будет ее и у нас, а наши территории разделят между собой соседние государства. Конечно, я не могу лишить кого-то права жить иллюзиями и надеяться, что этого никогда не случится, а если вдруг и произойдет, то «демократический» Запад поднимет ради нас тревогу и обрушит всем на головы карающие небеса. Однако реальность на самом деле иная: мы единственная страна Южного Кавказа, которая из-за непрекращающихся оскорблений в адрес России и постоянной борьбы с ней вечно пребывает в опасности, причем, не только со стороны самой России, но и в первую очередь, конечно, Турции, а также Армении, Азербайджана.
— Скажем, удалось установить определенные дипломатические отношения между Тбилиси и Москвой и возникли предпосылки для диалога, какие конкретно перспективы все это может открыть для нас?
— Я далек от мысли, что с первых же встреч мы сумеем вернуть территории, но перед нами находится наглядный пример Молдовы. Как известно, Молдова решила свою территориальную проблему — в результате частых визитов в Москву президент Игорь Додон сумел добиться того, что россияне уже признают Приднестровье в составе Молдовы. Что касается того, будто нашим будущим является НАТО, и это раздражает Россию, можно взять в качестве примера Армению: страна принимает участие в учениях альянса, присутствует в различных миссиях и, тем не менее, сохраняет нормальные, здоровые политические отношения с Россией.
Это значит, что Россию раздражают не евроатлантические перспективы Грузии (там прекрасно понимают, что нас никогда туда не примут), а злит неприкрытая и в каком-то смысле превращенная в политическую самоцель антироссийская ориентация. В России, конечно, очень глубоко проанализировали и хорошо осознают, что указанный курс страны продиктован отнюдь не волей ее населения. Там знают, что подавляющая часть грузинского общества настроена совершенно иначе, и если отбросить все остальное, это ясно прослеживается даже в соцопросах NDI…
— Да, но если значительная часть общества настроена иначе, почему это не сказывается на политической действительности, например, не проявляется в ходе выборов?
— На выборах это ясно прослеживается, но в несколько иной форме — народ их практически бойкотирует. Что же касается позитивной активности, покажите мне хотя бы одну нормальную партию, которой общество могло бы доверять! Да, существует несколько субъектов, но реально это ничего не меняет. Что я хочу сказать: политический спектр в Грузии полностью продан, в том числе, и те, кто, возможно, выглядит более или менее здоровой силой в глазах общества, потому что все они принадлежат к одной политической повестке дня. В этом на самом-то деле и состоит наша проблема, кроются все наши несчастья. А знаете, что больше всего порождает безнадежность? То, что пропала даже мотивация, нет патриотического духа и желания самоотверженно служить стране, хотя в такие времена это крайне необходимо. Кто-то предпочитает просто сесть с чайным стаканом в руке у компьютера и наставлять нас фейсбуковскими лайками в социальные сетях… Не в состоянии предпринять что-нибудь сам? — Так хотя бы помоги другому… Если не проявить самоотверженности и заботы, по-прежнему думать только о своих миллионах и как бы издалека, отстранившись от общества монитором, вести эти бесконечные разговоры, мол, мамочки, как все плохо, страна рушится нам на головы — ничего ровным счетом не получится. Чтобы сдвинуть процесс с места, надо, первым долгом, рискнуть и чем-нибудь пожертвовать. А дальше сам же Запад, находящийся под «либеральным» диктатом и террором, может послужить ярким примером того, какая цепная реакция последует в стране за взрывом проснувшегося общественного сознания, подавленного прежде существующей политической системой…
Меня, честно говоря интересует одна вещь: куда подевалась наша славная старая или новая интеллигенция, имеющие претензии на патриотизм?! Страна и вправду рушится нам на головы, мы потеряли территории, вон, у нас уже отнимают святыню Давид Гареджи, экономика развалена, народ массово бежит за рубеж… Почему же интеллигенция молчит?! Целые регионы обезлюжены, а где-нибудь, в каком-нибудь эфире кто-то молвил хоть слово об этом?!
— Проблемы эти в большей или меньшей степени, наверное, понимают все. Но где же выход? Вы его видите? Что можно сегодня предпринять для того, чтобы хоть частично исправить возникшее положение?
— Сегодня, прежде всего, следует урегулировать главное, и это касается всех нас: с политического поля следует навсегда удалить вредоносные политические силы в лице «Нацдвижения» и его отростков и подразделений; власть должна быть очищена от агентуры иностранных держав, и в дальнейшем этим силам надо перекрыть любую возможность возвращения в активную политику. Только после этого возникнут условия для прихода во главу власти такой силы или сил, которые, исходя из наших жизненных интересов, начнут прямой диалог с Россией.
По правде говоря, на данном этапе я не вижу для этого никаких перспектив. Напротив, Грузия, как я уже говорил, выглядит бесперспективной страной, идущей по пути Курдистана и лишенной всяческих возможностей для достижения успеха на международной политической арене. Лишили руками предавших свою страну и свой народ прежней и нынешней власти. Сегодня у Грузии практически нет будущего. К сожалению, мы вечно находимся в процессе регресса и неудач.