Неделю назад в Баку побывал президент Турции Эрдоган. Визит стал очередной демонстрацией братских отношений, нерушимого единства и подтверждения общих целей на фоне весьма сложной обстановки в регионе Ближнего Востока. Естественно, Эрдоган не обошелся без традиционных клятвенных заверений в поддержке Алиева в вопросе Арцаха. "Мой брат - президент Ильхам Алиев сказал, что Карабах - это Азербайджан. Я хочу повторить эту фразу", - прочувствованно заявил он, при этом критически оценив действия Минской группы. По его словам, "Минская группа ОБСЕ не проявляет искренности в урегулировании Нагорно-карабахского конфликта".
Собственно, ничего нового и странного в этом нет - подобные заявления в разной интерпретации звучат в ходе каждого визита турецких лидеров в Баку, а также по другим поводам. Сомневаться в их искренности также не приходится: в конце концов, именно стратегические цели Турции по окончательному уничтожению в регионе армянского фактора и армянского присутствия реализуются руками Азербайджана, и на протяжении всех 32 лет горячей фазы конфликта Анкара ни разу не давала Баку повода усомниться в своей всемерной поддержке и максимальной помощи.
Возникает в связи с этим вопрос: что делает Турция в Минской группе ОБСЕ, которая является - по крайней мере обязана быть - группой нейтральных и беспристрастных посредников? По какому праву эта страна, никогда не просто не скрывавшая, но и подтверждавшая на деле собственную более чем пристрастность и субъективность, является частью структуры, которая должна быть максимально нейтральной, объективной и приверженной справедливому урегулированию вопроса? И почему Армения ни разу не поднимала этот вопрос перед сопредседателями и остальными участниками Минской группы, которая, напомню, насчитывает 11 членов?
Вот лишь некоторые из бесчисленных фактов, лишний раз доказывающих прямую вовлеченность и активное участие Турции как в Карабахской войне, так и в конфликте в целом на стороне Азербайджана.
В 1993 году Турция закрыла границу с Арменией, поддержав аналогичные действия Азербайджана. Транспортная блокада, которая, согласно ООН, является актом агрессии, продолжается вот уже 26 с половиной лет. Ни разу этот фактор не учитывался в противостоянии Армении с Азербайджаном, в том числе в рамках Минской группы. Виновата в этом в первую очередь армянская сторона, крайне редко поднимающая этот вопрос на международных площадках в целом.
В статье, опубликованной две недели назад, 16 февраля, издание EADaily отмечает: "Известно, что еще в 1990-х между Азербайджаном и Турцией было достигнуто твердое соглашение о том, что о любой масштабной боевой активности Баку в Карабахе турецкий союзник должен быть поставлен в предварительную известность. В дальнейшем это соглашение расширилось серией уточняющих договоренностей, вплоть до выработки совместных планов на случай принятия Азербайджаном решения о "восстановлении своей территориальной целостности" в Карабахе".
Не нуждается ни в каких доказательствах тот бесспорный факт, что в ходе всей Карабахской войны 1991-1994 гг. Турция оказывала всестороннюю военную поддержку Азербайджану во всех без исключения вопросах - начиная от строительства армии, военно-материального обеспечения, обучения и подготовки кадров и заканчивая снабжением оружием и наемниками, а также лидирующей ролью в разработке вопросов как стратегического, так и тактического характера. В поствоенные годы Турция и Азербайджан неоднократно проводили совместные военные учения в непосредственной близи от армянских границ.
Турецкий след более чем заметен в самом известном в международном масштабе преступлении Азербайджана против армянского народа - убийстве армянского офицера в Будапеште в 2004 году. В Баку никогда не скрывали факт обучения и подготовки Рамиля Сафарова в Турции: он учился вначале в военном лицее "Мальтепе" в Измире, затем в Высшей военной школе Анкары. А практику проходил на территории оккупированного Турцией Северного Кипра. Сам ублюдок в ходе допросов хвастливо заявлял: "Убивать людей разными инструментами меня научили в Турции".
Анкара регулярно выступает на разных международных площадках с безусловной поддержкой Азербайджана в вопросе Арцаха, в том числе - угроз Баку о силовом решении конфликта. Не секрет, что именно поддержка и помощь Анкары дают возможность Баку чувствовать себя более уверенно на международном поле.
К сказанному можно добавить великое множество конкретных фактов, однако и этого достаточно, чтобы констатировать: Турции нечего делать в Минской группе, Турция не имеет никакого права даже близко подходить к урегулированию вопроса. И если в 1992 году, когда с распадом СССР Карабахский конфликт начал получать международное звучание, Анкаре удалось утвердить за собой место в посреднической структуре, то сегодня, спустя 28 лет, официальный Ереван обязан громко и весомо заявить о необходимости исключения Турции из ее состава.
В условиях, когда начиная с 1994 года все бразды правления в Минской группе принадлежат трем сопредседателям, может создаться ложное впечатление о том, что членство в Минской группе не столь уж существенный фактор. Что, безусловно, не так, и Баку в различные годы доказывал ценность и важность данного факта для турецких сторон. Прежде всего, идею Минской конференции как "действующего форума (в рамках ОБСЕ - М.Г.) для переговоров с целью мирного урегулирования", никто не отменял. В 1992 году в Риме состоялось целых 5 встреч ее участников, после чего в декабре 1994 г., после подписания соглашения о перемирии, была сформирована Минская группа с оформленным окончательно в 1997 году тройным сопредседательством в лице России, США и Франции.
Армения, повторимся, ни разу за прошедший период не поднимала вопрос об исключении Турции из состава МГ, хотя позиция и политика последней, и ранее не вызывавшие сомнений, ярко и однозначно проявились в годы войны. На фоне этого непонятного молчания Азербайджан, наоборот, неоднократно ставил вопрос о включении Анкары в число сопредседателей. Мотивировалось это тем, что в сформированной тройке два из трех государств якобы занимают проармянскую позицию - имелись в виду Россия и Франция. Между тем ни разу сопредседатели и другие официальные представители указанных стран не отметились проармянскими заявлениями, аналогичными тем, что позволяет себе "посредник" Турция в отношении младшего брата. Наоборот, позиция и Москвы, и Парижа в целом всегда отличалась объективностью и нейтральностью.
Более того, Баку не раз предпринимал попытки добиться созыва Минской конференции. Так, в 2012 году на министериале ОБСЕ в ирландском Дублине автор этих строк была свидетелем такой попытки со стороны азербайджанской делегации. А в 2015 году провластный политолог Расим Мусабеков предложил "подумать и о созыве Минской конференции, как это предусматривалось мандатом ОБСЕ". Не приходится сомневаться, что этот вопрос остается в арсенале Баку и Анкары и будет всплывать всякий раз, когда им это будет нужно.
Понятно, что Азербайджану очень бы хотелось возродить формат именно конференции с расчетом в первую очередь на наличие в составе МГ Турции. Понятно также, что такой расклад совершенно не устраивает не только Армению и Арцах, но и сопредседателей. Армянские стороны всегда давали четкий и однозначный ответ на все потуги Баку включить Анкару в число сопредседателей (в обмен на Францию), жестко пресекая такие попытки на корню. Однако ни Ереван, ни Степанакерт не ставили вопрос пребывания в составе Минской группы государства, не имеющего ни малейшего права - ни в политическом, ни в историческом, ни в правовом, ни, наконец, в моральном смысле - быть членом международной посреднической структуры для урегулирования конфликта.
Возможно, сегодня такая постановка вопроса кажется не слишком актуальной. Однако в условиях нестабильной и сложной обстановки в регионе и в мире в целом никто не может прогнозировать завтрашние развития в ситуации в целом и в переговорном процессе в частности. В любом случае наличие такого государства, как Турция, в составе структуры, имеющей непосредственное отношение к Армении и Арцаху, не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства. Еревану давно пора поднять этот вопрос и добиться исключения Турции из Минской группы - чем раньше, тем лучше. Последний визит Эрдогана дает для этого все основания и отличный повод.
P. S. Когда материал был уже готов к печати, появилась информация о встрече главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Анкаре с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. После встречи турецкий министр сделал запись в микроблоге в Twitter. "Минская группа впредь должна вести более активную работу для решения Карабахского вопроса. Это решение должно быть в рамках территориальной целостности Азербайджана", - написал Чавушоглу.