Мое скромное мнение по некоторым политическим проблемам региона:
 

"Вопрос геноцида армян грузинские власти воспринимают болезненно. По мнению эксперта по вопросам Грузии Джонни Меликяна, решающую роль здесь играют грузино-турецкие и, как второстепенный фактор - грузино-азербайджанские межгосударственные отношения. ‘’Кроме этого, среди населения Грузии отсутствует информация о событиях 1915-1923 годов. Нет также мотивации и, порой, желания возвращаться к истории’’, - считает эксперт."

Признание геноцида и проблема самосохранения армян на фоне региональных проектов

В преддверии годовщины Геноцида армян 1915-1923 гг. в Османской Турции армянская община Грузии обратилась к мэрии Тбилиси с просьбой дать разрешение на установление памятника жертвам Геноцида. С подобной просьбой армянская община обращается к властям Грузии неоднократно, однако вопрос по сей день не получил решения, как на государственном, так и на общественном уровнях. 

Вопрос геноцида армян грузинские власти воспринимают болезненно. По мнению эксперта по вопросам Грузии Джонни Меликяна, решающую роль здесь играют грузино-турецкие и, как второстепенный фактор - грузино-азербайджанские межгосударственные отношения. ‘’Кроме этого, среди населения Грузии отсутствует информация о событиях 1915-1923 годов. Нет также мотивации и, порой, желания возвращаться к истории’’, - считает эксперт. 

Джонни Меликян считает, что грузино-турецкие отношения имеют два уровня взаимодействия: политический и экономический. Касаясь экономической стороны, он подчеркнул значимость и влияние турецкого капитала в Грузии, особенно, в ее автономной области Аджарии. ''Большинство новых зданий Батуми были построены или же находятся в частной собственности турецких инвесторов. Есть данные, что в Аджарии проживает до 20 тыс. турок и зарегистрировано большое количество компаний'', - отметил грузиновед.

Он также подчеркнул значимость Грузии для Турции в вопросе транзита углеводородов через ее территорию, поступающий из Азербайджана в Турцию и далее на Запад /нефтепровод ‘’Баку-Тбилиси-Джейхан’’/. Немаловажным Меликян считает газопровод ‘’Баку-Тбилиси-Эрзерум’’, а также проект железной дороги ‘’Баку-Тбилиси-Карс’’, эксплуатация которого начнется с 2013 года. ‘’В последние несколько лет турецкие инвестиции сыграли ведущую роль и в энергетике страны, за счет строительства новых плотин и ГЭС’’, - говорит он.

Однако эксперт считает, что, несмотря на эти крупные региональные проекты, в последнее время отношения между двумя странами ухудшились, как в социально-экономической, так и культурной области. Д.Меликян отметил внесенные в законодательство Турции изменения, согласно которым, с 1 февраля 2012 года, вступили в силу новые правила пребывания иностранцев на территории этого государства. Согласно новому закону, после 90 дней пребывания в Турции гражданин иностранного государства обязан покинуть ее, а вернуться повторно он получит возможность только через три месяца. 

'Ранее, между странами действовал безвизовый режим и упрощенная процедура пограничного контроля. Данное изменение ударило, в первую очередь по тысячам грузинских мигрантов, живущих и зарабатывающих на жизнь в Турции. Реагируя на данное решение, МИД Грузии отметил, что принятый Турцией закон относительно визового режима не отвечает условиям грузино-турецкого соглашения о визовом режиме между двумя странами'', - комментирует грузиновед.

В декабре 2010 года Грузия и Турция оформили протокол, на основе которого должны будут проведены реставрационные работы турецких памятников культуры на территории Грузии, а на территории Турции – грузинских. По мнению Джонни Меликян, это еще один болезненный вопрос двухсторонних грузино-турецких отношений. Он отметил, что, по словам директора Национального агентства защиты культурного наследия Грузии Николоза Вачеишвили, речь идет о четырех исторических памятниках, которые находятся на территории Турции – храмов Хандзта, Ошки, Отхта и Ишхани. На территории же Грузии должны будут заново построить сгоревшую мечеть Азизие. 

По мнению эксперта, информация о воссоздании мечети Азизие крайне обострило ситуацию среди грузинского общества, накалив отношения властей с Грузинской Православной Церковью и ее паствой, протестующей против данного проекта. Он напомнил слова одного из лидеров оппозиционной Лейбористской партии Грузии С. Шатберашвили, который заявил, что при содействии президента Грузии Саакашвили, Турция ведет ползучую экспансию в Аджарии. И в доказательство тому оппозиционер приводит факты массовой скупки турками земель, бизнеса и собственности, открытия турецких училищ и строительства в Батуми грандиозной мечети турецкого султана Абдула Азизие.

''У Грузии на сегодняшний день завязаны руки. Нежелание грузинских властей еще более ухудшать взаимоотношения с Турцией, а также растущая экономическая зависимость Грузии от нее, создают некую новую реальность. В данной реальности, в условии нарастающего противостояния властей и оппозиции страны перед парламентскими выборами октября 2012 года, вопрос признания Геноцида армян 1915-1923 годов, также как и желание армянских диаспоральных организаций установить мемориал жертвам Геноцида в Тбилиси, останутся в повестке дня, но не будут реализованы. По крайней мере, до тех пор, пока сохранится нынешний формат грузино-турецких отношений, а также действующий статус-кво в регионе'', - уверен Меликян.

В создавшейся ситуации, эксперт отметил, что в процессе лоббирования вопросов принятия Геноцида в Грузии, Армения в первую очередь должна проявить активность в просветительской деятельности, в частности, организовывать конференции, симпозиумы и семинары, как внутри общины, так и вне нее. 

Он считает очень важным издание иноязычных, в том числе грузиноязычных публикаций, материалов и книг по теме Геноцида, их распространение и популяризация идеи признания через общественные организации, функционирующие как в Тбилиси, так и в армянонаселенных регионах Грузии /Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли/. 

''Цель данных действий – информирование еще большего количества грузин и представителей других этнических групп относительно событий начала 20 века'', - подчеркнул Джони Меликян.

По данным переписи 2002 года, армяне являются вторым по величине национальным меньшинством в Грузии. Общее их количество достигает до 250 тыс. человек, что составляет 5,7 % населения страны. Только в Тбилиси проживает 82 тыс. человек.

''Это люди, которые называют себя армянами и носят армянские фамилии. Но есть и неофициальные данные, согласно которым, число армян в стране доходит до 350 тыс. человек'', - говорит Джонни Меликян. 

Говоря о роли и влиянии армянской общины Грузии в общественно-политической жизни страны, эксперт уверен, что на сегодняшний день она достаточно минимизирована. По его словам, в Грузии нет монолитной, единой армянской диаспоры, существуют лишь несколько десятков общественных организаций, которые занимаются общинными проблемами, культурно-просветительскими и церковными проектами. 

Джони Меликян утверждает, что перед армянской общиной Грузии стоит не вопрос усиления и увеличения влияния в стране, а проблема самосохранения и консолидации армянского народа через родной язык, культуру, традиции и религию. ‘’Руководство Армении, обязано приложить усилие и совместно с грузинскими коллегами способствовать улучшению положения своих соотечественников в Грузии’’, - заключил грузиновед.

Армине Мартиросян. Lragir.am.


Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.