Встреча чиновников высшего звена Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию всегда является большим событием для обществ обеих стран, и в периоды переговоров к ним приковано внимание большей части экспертов.

Однако прошедшая в конце января в Женеве встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова оставила неоднозначное впечатление с учетом ее продолжительности и скудностью деталей.

Именно поэтому в начале февраля прошедшие переговоры стали одной из главных тем для обсуждения и комментариев со стороны экспертного сообщества.

Что происходили в Женеве и до нее

29-30 января в Женеве состоялась встреча Мнацаканяна и Мамедъярова, которая прошла при посредничестве и участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Переговорам предшествовала отдельная встреча Мнацаканяна с посредниками.

Изначально встреча привлекла к себе внимание общественности тем, что продолжалась два дня: в первый день переговоры продлились более семи часов, а во второй - более четырех.

Немало вопросов вызвало совместное заявление сторон и сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором отмечалась "необходимость творческого подхода и духа взаимных уступок для достижения справедливого и длительного мира".

Еще больше вопросов породила формулировка о содействии посредников сторонам в вопросе соблюдения конфиденциальности в процессе урегулирования.

Дело в том, что 2019 год запомнился ростом количества встреч и контактов на различных уровнях. Только главы МИД в течении года встретились пять раз, что естественным образом порождало слухи об активизации переговорного процесса и неких "тайных договорах" по разрешению конфликта. В течение года армянская сторона опровергала наличие таких "тайных договоров, в то время как Азербайджан различными способами намекал на то, что на столе переговоров имеются конкретные документы.

Однако 2019 год примечателен и ростом градуса двусторонних заявлений, острота которых снизилась сразу после революции в Армении. Именно в прошлом году активизировались разговоры об обсуждении сторонами различных путей разрешения конфликтов известных как "План Лаврова" и "План Болтона".

"План Лаврова", якобы, подразумевает вывод армянских воинских соединений из пяти районов так называемого "пояса безопасности" вокруг Арцаха (кроме Лачинского и Кельбаджарского) и ввод миротворцев. Также подразумевается возвращение переселенных лиц на места постоянного проживания, деблокада коммуникаций и последующее проведение референдума о статусе Арцаха без указания точной даты.

А масла в огонь подлило заявление Мамедъярова о том, что этот план действительно обсуждался. Пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян опровергла данное заявление, отметив, что никакой конкретный документ на переговорах в Братиславе не обсуждался.

Не только по этим, но и по другим причинам внимание к первой встрече глав МИД 2020 года было большим, и не удивительно, что желание сохранить детали встречи в тайне вызвало немало слухов и домыслов в обществе.

Комментарии экспертов

Эксперт центра "Орбели" Нарек Минасян в понедельник в ходе обсуждений на тему "По следам женевских интенсивных переговоров" отметил, что продолжительность переговоров обусловлена широким спектром обсуждаемых вопросов, в том числе, по формированию благоприятствующей установлению мира атмосферы.

"Стороны также обсудили переговорный процесс в 2019 году - то есть постарались обобщить итоги года, который был насыщен встречами, на основе чего будет намечен план действий в 2020 году", - сказал он.

Другим фактором, обуславливающим продолжительность встречи, по словам эксперта, является предвыборный период в Азербайджане и Арцахе.

Напомним, что 31-го марта 2020 году в Арцахе пройдут парламентские и президентские выборы, а 9-го февраля в Азербайджане состоятся внеочередные парламентские выборы.

Вместе с тем Минасян отметил, что сопредседатели теми или иными мессиджами дают понять, что ожидают интенсификации переговорного процесса.

"При этом каждая сторона, естественно, пытается продвигать свои собственные интересы", - сказал он.

В контексте совместного заявления эксперт указал на то, что оно не богато по своему содержанию и в нем лишь говорится об утверждении принципов и реализации договоренностей, достигнутых в 2019 году, в частности по линии подготовки народов к миру и возвращению Арцаха за стол переговоров.

"Для продвижения дела вперед и до формирования какого-либо документа, прежде всего, нужно, чтобы под этими принципами понималось одно и то же", - сказал он.

При этом Минасян назвал абсурдными заявления о том, что в Женеве обсуждался вопрос возвращения бежавших из Шуши азербайджанцев в Арцах.

"Тема абсурдна, потому что вопрос статуса Шуши отдельно не обсуждается. Если этот вопрос присутствовал в поэтапном, пакетном урегулированиях, то в дальнейшем Армении удалось его исключить из обсуждений", - сказал он.

Эксперт также отметил спекуляции на тему использованных формулировок, в частности относительно того, что вместо "власти Арцаха" в заявлении было указано "избранные представители народа Арцаха" и заявил, что суть написанного от этого, в принципе, не меняется.

"Имеем дело с политическими спекуляциями", - подчеркнул он.

В то же время председатель Общественного совета Армении, директор Армянского института международных отношений Степа Сафарян также заявил, что основные вопросы повестки касались договоренностей и событий 2019 года, но в то же время указал на то, что перед армянской стороной сейчас стоит проблема укрепления своих позиций за столом переговоров.

При этом он обратил внимание на то, что представители прошлой власти акцентируют внимание на то, что, якобы, позабыты Венские и Санкт-Петербургские соглашения 2016 года по снижению напряженности, но при этом указал, что реализуется Вашингтонское соглашение об установлении "горячей линии" между Ереваном и Баку, достигнутое в 2019 году.

"Очевидно, что 2019 год считался тестовым годом с точки зрения реализации этого соглашения. В ответ на спекуляции армянская сторона заявила, что пытается институционализировать Вашингтонское соглашение о снижении напряжения. А это означает, что вопрос продолжает оставаться в повестке сопредседателей", - сказал он.

В то же время Сафарян обвинил бывшие власти Армении в том, что в течение последних 7-8 лет имитировали переговоры, и этот процесс был для них важнее самого урегулирования конфликта.

Что же дальше?

Минасян убежден в том, что серьезного прогресса в переговорном процессе однозначно ожидать не стоит.

"Во-первых, для этого нет благоприятной среды, в целом. То есть Азербайджан продолжает свою максималистскую политику. С другой стороны, некоторые благоприятные обстоятельства никаким образом не способствуют переговорам", - сказал он.

При этом эксперт отметил, что переговоры будут двигаться в направлении уточнения принципов урегулирования, возвращения Арцаха за стол переговоров и установления атмосферы мира.

В свою очередь Сафарян указал на скорые выборы в Азербайджане, и от того, насколько усилится или ослабнет власть, и будет зависеть дальнейшая риторика в переговорном процессе.

"На данный момент президент Азербайджана Ильхам Алиев понимает, что на международном уровне стоит вопрос легитимности выборов и пытается получить одобрение посредников, но у него не получается. С другой стороны, у него есть проблема того, чтобы не отставать от Армении, потому что последние выборы (в Армении – ред.) были в соответствии с международными демократическими требованиями", - сказал эксперт.

Грядет "бой" в переговорах

В то же время политолог, азербайджановед Анжела Элибегова заявила, что Армения и Азербайджан, фактически, находятся на этапе переговоров, который будет расширяться вокруг конкретного документа и ускорится в 2020 году.

"По факту мы уже можем отметить, что находимся на этапе переговоров. Если до этого стороны были на подготовительных, технических этапах, то сейчас мы уже фактически имеем переговорный этап, который будет расширяться вокруг какого-то документа", - сказала она.

Элибегова обратила внимание на то, что в заявлении армянской стороны указываются график и повестка процесса.

"Следовательно, мы входим в более интенсивный переговорный процесс. В 2020 году можно ожидать, что процесс ускорится, и прессинг сопредседателей на стороны усилится", - отметила эксперт.

При этом политолог акцентировала внимание на договоренности о конфиденциальности встречи.

"То есть в 2020 году мы будем иметь еще меньше информации о происходящем там (на переговорах – ред.). Переговорный процесс чем дальше, тем больше будет закрываться, и мы будем иметь меньше возможностей делать какие-то выводы, кроме фотографий, длительности переговоров и формальных текстов", - считает Элибегова.

По словам политолога, в 2020 году ожидается достаточно напряженный период в переговорном процессе. Она отметила, что на данный момент арцахский вопрос находится на второстепенной позиции в связи с парламентскими выборами в Азербайджане и грядущими общегосударственными выборами в Арцахе.

После них, как сказала азербайджановед, будет очевиден уверенный процесс интенсификации со всеми составляющими: Азербайджан займет достаточно активную нападающую позицию в пропагандистском поле и постарается оказывать на оппонентов давление на международных дипломатических площадках.

"Начинается настоящий бой. У нас есть два месяца на подготовку. Не могу ответить на вопрос, действительно ли мы готовимся, и действительно ли мы будем готовы к этому. Это покажет время, когда начнется процесс", - подытожила Элибегова.

О карабахском конфликте

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
 Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.