Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co представил свое экспертное мнение относительно ситуации, сложившейся в Армении в контексте публикации премьер-министром Николом Пашиняном ручки, подаренной ему главой КС Грайром Товмасяном.

Пашинян в качестве факта, подтверждающего, что глава Конституционного суда Грайр Товмасян периодически предлагал ему свои профессиональные услуги, от которых он отказался, 26-го января опубликовал на своей странице в Facebook фотографию ручки, которую, по его словам, Товмасян ранее подарил ему.

"Авторучка, как зеркало армянской "бархатной революции"! Продолжается конфронтация между премьер-министром Армении и председателем Конституционного суда республики. После того как Никол Пашинян фактически обвинил Грайра Товмасяна в попытке подкупа, руководитель высшей судебной инстанции решил подать иск против главы правительства. В качестве доказательства со стороны премьера была предъявлена злополучная дорогостоящая авторучка, с помощью которой председатель Конституционного суда якобы пытался обеспечить себе привилегированный статус в постреволюционной Армении", - написал Маркедонов.

Между тем, по словам политолога, эта ситуация возникла не здесь и сейчас, она явно выходит за рамки отдельного юридического кейса (или нескольких, если говорить о возможных взятке и клевете).

"Напомню, что в мае прошлого года Никол Пашинян объявил о втором этапе армянской "бархатной революции". Тогда он недвусмысленно заявил, что "в Армении как не было, так и нет судебной власти, пользующейся доверием народа". Как следствие, заявление о необходимости санации всей судебной системы. Но одно дело заявить, а совсем другое - осуществить задуманное на практике. В мае 2019 года премьер призвал к блокированию зданий судебных инстанций. Такая тактика хороша, как политический спринт, но не забег на длинные инстанции. Непраздный вопрос, как найти столько грамотных юристов, которые смогли бы в одночасье заполнить собой лакуны в "третьей власти". И самое важное, как относительно правовым способом произвести перемены, если руководство судейского корпуса не спешит в отставку", - отмечает он.

С парламентом и местным самоуправлением было проще, утверждает эксперт.

"Партии, дискредитированные прежней властью, покинули парламент и Совет старейшин в результате выборов, сопровождаемой мощной информационной кампанией сторонников премьера", - пишет он.

Но, по словам Маркедонова, не представляется возможным провести выборы главы КС.

"В итоге именно судебная власть стала своеобразным системным оппозиционным ресурсом кабинету Пашиняна. И Товмасян продемонстрировал характер и волю к сопротивлению. Попытки задействовать против него парламентские механизмы, информационное давление и личный авторитет премьера пока что не привели к успеху. И судя по готовности составить иск, Товмасян не готов сложить оружие", - подчеркивает он.

В этом контексте эксперт отмечает, что перед Пашиняном снова возникают сложные дилеммы.
 "Уже после того, как его со второй попытки утвердили премьером, Никол Воваевич показал, что риторика риторикой, а революционные методы для него не являются самоцелью. Что стоило ему использовать методы матроса Железняка на старом составе Национального собрания или в случае с тем же КС? Можно было найти оправдание в "мнении народном". Но как видим, премьер стремится использовать жесткую риторику с переговорами. Да, это разговор с позиции силы, но ею только все не исчерпывается. У любого армянского политика есть понимание опасности внутриполитической конфронтации и ее разрушительных последствий. Сегодня налицо необходимость поиска какого-то modus vivendi между разными ветвями власти. Отказ от этого чреват высокими рисками для Еревана", - резюмирует политолог.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.