Накануне прошла очередная пресс-конференция премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Спустя почти два года после «бархатной революции» её лидер плавно дрейфует от любителя многочасовых выступлений на митингах а-ля Фидель Кастро до условного «Путина» и «Трампа», чередуя многочасовые пресс-конференции с многозначительными постами в Facebook.

Как и в прошлый раз, Пашинян начал свое выступление с долгого перечисления «100 фактов о новой Армении». Большая часть из которых была настолько незначительна и несоответствующая фигуре главного лица республики, что на ум вольно или невольно приходили строки поэта Юрия Влодова о достижениях СССР: «Прошла зима, настало лето – спасибо партии за это!». А представители прежних властей, смотря какие достижения себе в заслуги ставит новая власть, вероятно, с горечью задавались вопросом: «а что так можно было?».
 
Пашиняну помогали в ходе пресс-конференции и некоторые журналисты, чьи повторяющиеся и при этом не очень удачно сформулированные вопросы позволяли премьеру избегать конкретных ответов, которые вряд ли бы понравились даже его сторонникам. Как, например, в случае с вопросом о документе на столе переговоров по карабахской проблеме. Когда после озвученной Пашиняном резкой критики в адрес предшественников, обвинений их в готовности сдать освобождённые земли, второй журналист задаёт тот же вопрос про «документ на столе переговоров». Хотя, премьера можно было спросить, продолжает ли он переговоры в рамках Мадридских принципов, которыми предусмотрена формула «земли в обмен на статус»? Или он уже официально предупредил посредников из Минской группы ОБСЕ и Ильхама Алиева о своём отказе от Мадридских принципов?

Или после комментариев Пашиняна о якобы пресеченном властями «гибридном перевороте» задать вопрос: а что же случилось с теми «заговорщиками» в Архаце, которые планировали государственную измену и сдачу нескольких районов, о которых он говорил в мае прошлого года?  В любой нормальной стране вслед за таким серьёзным заявлением последовали бы аресты этих изменников. Скоро будет год этому резонансному выступлению премьера, однако пока нет не только никаких арестованных, но даже имён заговорщиков, на тот случай, если они уже сбежали из страны.

Однако противоречивость и алогичность позиции премьер-министра проявилась не только в этих вопросах, но и в его позиции по Конституционному суду и его председателю Грайру Товмасяну. Действующая власть с одной стороны анонсирует конституционную реформу и принимает довольно спорные законы для узаконенного подкупа судей КС с целью решения вопроса в правовых рамках, с другой стороны открытое давление и шантаж на Товмасяна и его близких, что может создать проблемы с европейскими структурами. Не говоря уже о том, что власть твердит о кризисе в КС, о его пристрастности, а с другой стороны добилась избрания в КС своего кандидата  Ваге Григоряна, который с июня прошлого года принципиально не посещает заседания Суда, получая при этом немаленькую зарплату за счёт рядовых налогоплательщиков. И правящая партия в этом не видит никаких проблем.

Не видит власть проблемы и в том, что сменив главу Общественного совета по причине его политической пристрастности (он жёстко критиковал Пашиняна), назначила на его место не менее пристрастного деятеля, но уже яро выступающего публично и в соцсетях на стороне властей.

К слову, о бывшем главе Общественного совета. Вазген Манукян заявил на днях, что с удовольствием жил бы в стране, руководителем которой был бы Грайр Товмасян. «В этой стране царили бы справедливость, законность, и у этой страны было бы будущее», - заявил он ankakh.com. И следует заметить, что слова Манукяна нашли поддержку в среде оппонентов нынешней власти.

В этой поддержке и идеализации Товмасяна, оппоненты властей не отстают от неё в алогичности. Конечно, нельзя поддерживать тот правовой произвол, который осуществляется в отношении Товмасяна, чтобы добиться его ухода. Но говоря о «справедливости и законности в стране Товмасяна» не стоит забывать, что именно он один из главных помощников экс- президента Сержа Саргсяна в обеспечении его «третьего срока». Он играл одну из ведущих ролей в написании новой Конституции с «суперпремьерством» и Избирательного кодекса с его запутаннейшей рейтинговой системой. В благодарность за это он получил фактически в свою пожизненную вотчину – Конституционный суд. И как нынешние правоохранители не хотят перечить Пашиняну и предупреждать его о правовых последствиях незаконных шагов в отношении председателя КС, так и Товмасян в свое время не перечил Саргсяну и не предупреждал о возможных политических последствиях его желания любой ценой остаться у власти.

Вообще, тема Товмасяна вчера много обсуждалась не только во время пресс-конференции, но и после. При этом последующие события даже интереснее. После того, как председатель КС потребовал от премьера предоставить доказательства, что он предлагал свои услуги властям, Пашинян пообещал их скоро опубликовать. «Доеду до Еревана и предоставлю ожидаемый Грайром Товмасяном объективный, достоверный факт (просто факт сейчас не со мной, а в Ереване). Только прошу вас не обвинять меня в непропорционально сильном контрударе. Я не хотел, вы меня заставили», - предупредил он на своей странице в Facebook.

Первые подозрения, что с ударом могут быть проблемы, возникли тогда, когда возбудив общественный интерес, Пашинян вдруг резко решил остаться в Капане, а не ехать за доказательствами в Ереван. И после столь длинной паузы история с «ручкой Товмасяна» и ситуации, когда премьеру  фактически надо верить на слово, выглядела очень несерьёзно. Что уже стало поводом для шуток и мемов в соцсетях. И обращения в суд Товмасяна.

Вообще с конкретикой  у армянских политиков туго. Доказательством этого является другой оппонент Пашиняна, о котором премьер также говорил в ходе своей пресс-конференции в Капане — экс-глава Службы нацбезопасности (СНБ) Армении Артур Ванецян. Он, как и экс-президент Серж Саргсян, обещает со временем все рассказать. Однако если Саргсян обещал  рассказать о причинах «бархатной революции» и своей отставки, то экс-глава СНБ намекает, что знает о новой власти нелицеприятные вещи, и что причиной его ухода с поста стали действия властей, несовместимые с «честью и достоинством офицера».

А пока Ванецян предложил правящей партии после капанской пресс-конференции Пашиняна и его конфуза с ручкой Товмасяна, исходя из соображений национальной безопасности, обсудить возможность выдвижения нового кандидата на пост премьер-министра.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.