У участников продолжающейся на протяжении нескольких дней акций протеста против закона об обязательном забое животных на скотобойне пока нет единого требования.

Часть из них – по объективным и субъективным причинам требует отменить требование по обязательному забою животных на скотобойне, остальные – предлагают отложить это до окончания строительства новых скотобоен, другая же часть подчеркивает, перед тем, как предъявить обязательное требование необходимо создать достаточное количество скотобоен.

15 января, когда в силу вступило требование по обязательному забою животных на скотобойне, на территории Республики Армения было всего лишь 22 скотобойни, при этом, в Тавушской и Вайоцдзорской области – по одной скотобойне.

Согласно обнародованным пресс-службой Инспекционного органа продовольственной безопасности данным, по состоянию на 21 января в РА уже  зарегистрировано 38 действующих скотобоен.

«Завтра уже будет больше: 20 скотобоен находятся на этапе оборудования, 27 – проектирования. Спустя несколько месяцев скотобойни будут находиться на расстоянии не дальше 30 км друг от друга. Перевозка животного будет производиться бесплатно», – отметила пресс-секретарь Инспекционного органа продовольственной безопасности Ануш Арутюнян.

Из инспекционного органа напоминают, что скотобойни будут производить забой свиней максимум за 5 тыс. драмов, мелкого рогатого скота – за 3500 драмов, а крупного рогатого скота – за 10000  драмов. А условия для перевозки скота на скотобойни и доставка полученной в результате забоя продукции животного происхождения в радиусе до 30 км установлены следующие: бесплатно при условии перевозки не менее чем трех голов и по 3 тыс. драмов за одну голову скота.

То, что безопасность продукции исходит из интересов потребителя, неоспоримо, другой вопрос, насколько подорожает мясо в результате этого, после подорожания будет также реализовываться или нет. Протестующие мясники угрожают, мясо подорожает, число скота сократится, а они, в свою очередь, эмигрируют. Инспекционный орган продовольственной безопасности в этом плане настроен оптимистично.

Несмотря на то, что изменения зачастую трудно принимаются, в данном случае одно точно – работы по общественному информированию, подготовительные работы не осуществлялись надлежащим образом.

В свою очередь доктор пищевых наук Давид Пипоян утверждает, что забой на скотобойнях не имеет альтернативы. В результате этого будут решены вопросы безопасности мяса животного происхождения, прослеживаемости продаваемого на рынке мяса.

«Когда в постновогодний период на рынке было обнаружено ослиное и лошадиное мясо, я отмечал, что, когда отсутствует прослеживаемость животных, забой производится во дворах и перевозка на случайных автомобилях, то мы столкнемся с подобными проблемами», – отметил он.

Он отмечает также, это весьма важный шаг с точки зрения предотвращения распространения болезней. Например, это чревато возникновением многих заболеваний, во время забоя при контактировании крови и земли споры размножаются.

«Это исключительный случай, когда нет альтернативы. В XXI веке нельзя производить забой во дворе, в мире не существует альтернативы этому», – отметил он.

Кстати, изучивший опыт европейских и ряда других стран ученый подчеркивает, что скотобойни способствуют развитию сельского хозяйства, в случае с забоем скота есть возможность консервировать ценную продукцию, к примеру, кровь животных, которая используется, например, в производстве кровяной колбасы, технического клея, можно хранить также кишечные продукты для производства сосисок.

«В случае хранения, переработки сырья мы не будем вынуждены импортировать натуральную мембрану. Это, в свою очередь, приведет к развитию цепочки ценности», – пояснил Пипоян.

А между тем, сейчас есть выражающие своё недовольство, и государство, которое никак не ответило им. Эксперт следующим образом представляет решение проблемы: должны быть сформированы рабочие группы, которые проведут встречу с различными группами бенефициаров, ознакомятся с проблемами в каждой общине.

«Нехватка информации может дать повод для манипуляций, объясню понятно: много посредников могут воспользоваться сложившейся ситуацией, придти и сказать фермерам, мол, забой на скотобойне производится за 40 тысяч драмов. Они сделают всё, чтобы не остаться вне цепочки “фермер-рынок”.

Государство должно встать на сторону фермеров, информировать о ценах, чтобы никто не пытался осуществлять манипуляции», – отметил Пипоян, добавив, что к требованию по обязательному забою животных на скотобойнях необходимо идти шаг за шагом, в случае необходимость предоставить дополнительное время для некоторых областей.

Он утверждает, для него неприемлем отказ от реформ, однако, изменения необходимо внедрять в тех областях, где возможно обеспечить их применение, а там, где есть проблемы, необходимо для начала их выявить и дать быстрое решение.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.