О ставших причиной гибели свыше 100 человек в соседнем Иране, причинах, возможных развитиях и последствиях, армяно-иранских отношениях в сложившейся ситуации корреспондент Panorama.am побеседовал с заведующим кафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ) Варданом Восканяном.

Panorama.am: Акции протеста в Иране начались после повышения цен на бензин. Именно это послужило поводом или…?

Вардан Восканян: На самом деле повышение цен на бензин было поводом, а причиной стало сокращение объемов экспортируемой из Ирана вследствие санкций США нефти. Знаете, бюджет этой страны в значительной степени формируется от получаемых от продажи нефти доходов, следовательно, правительство Ирана на фоне сокращения доходов вынужденно разрабатывать другие пути по восполнению бюджета и сохранения стабильной ситуации для социальной необеспеченных слоев населения.

С другой стороны, исключительно с экономической точки зрения, очевидно, что бензин в Иране субсидируется со стороны государства, и сохранение цен на столь низком уровне было просто невозможным также в обычных условиях. Смотрите, при предыдущих президентах Ирана были осуществлены некоторые изменения, чтобы цены не бензин соответствовали его себестоимости, однако, ни одна экономика не может продолжать развиваться при условии, когда цены на бензин такие низкие. Но повторюсь, основная причина заключается в санкциях США, которые нацелены также на возникновение подобных волн социального протеста, которые, согласно США, могут привести к смене режима.

Panorama.am: Как Вы оцениваете ситуацию в данный момент? Муссируются сведения о 200 погибших, предоставляют ли иранские СМИ информацию о жертвах?

Вардан Восканян: Нет конкретной информации касательно числа жертв. Правозащитная организация Amnesty International обнародовала некоторые данные. Но мы не знаем, насколько они являются достоверными, где и когда были эти жертвы. Сейчас довольно спокойная ситуация, нет никаких протестных действий, по крайней мере, об этом нет никакой информации. Но следует отметить, что в Иране пока ограничен выход в Сеть.

Иранское государство смогло справиться с ситуацией. Была предпринята попытка придать этой ситуации политический и, что более опасно, этнический окрас, в частности, во многих случаях мы увидели поток дезинформации со стороны азербайджанских СМИ касательно жертв в Тебризе, курдские средства массовой информации и некоторые курдские политические силы постоянно говорят о свыше 20 жертвах среди курдов, с другой стороны – в результате протестов на юге Ирана – в населенном арабами провинции Хузестан, некоторые арабские сепаратистские круги утверждают о жертвах среди арабов. Это очевидно методологические действия, нацеленные на провокацию этнического раскола внутри Ирана, с учетом многонационального и многоэтнического характера этой страны.

Panorama.am: Можно ли однозначно утверждать, что акции протеста носили социальный характер?

Вардан Восканян: Естественно, осуществляющие основные действия – это рядовые граждане, но произошли, были спровоцированы также беспорядки – поджог автозаправочных станций, ограбление банков, и это не может остаться безнаказанным. К сожалению, вследствие подавления этих беспорядков есть жертвы.

Panorama.am: Говорили ли Вы с иранскими коллегами? Какие у них имеются прогнозы?

Вардан Восканян: Да, разговаривал. На самом деле мы часто становимся очевидцами подобных протестных действий в Иране, в прошлом проходили даже более многочисленные акции протеста. На самом деле, по оценке аналитических кругов, число участников этих акций протеста достигает почти 100 тысяч. Это не столь большое число для страны с населением в 80 миллионов. Однако акции протеста получили широкое распространение, охватив около 22 иранских провинций. Однако ни один иранский город не был полностью парализован вследствие этих действий, они носили больше локальный характер.

Panorama.am: Царящее в данный момент в Иране спокойствие, на Ваш взгляд, будет длительным?

Вардан Восканян: Для Ирана подобные акции протеста, казалось бы, стали «обычным явлением». Власти Ирана уже научились управлять этими действиями. Хотелось бы указать ещё на одну особенность, давление со стороны США вынуждает, чтобы власти внутри Ирана боялись пойти на некоторые компромиссы и приоритет всегда отдается безопасности. В связи с этим мы станем очевидцами ещё больших позитивных изменений и большего процесса демократизации в Иране. Как бы это ни было парадоксально, действия США оставляют полностью обратный эффект.

Panorama.am: Какую позицию и роль должна занимать Армения на фоне происходящих в соседнем Иране событий?

Вардан Восканян: Очевидно, укрепление отношений между Арменией и Ираном, их расширение исходит из наших национальных и государственных интересов. Следовательно, любая нестабильность внутри Ирана и напряженность вокруг этой стране не может исходить из наших интересов. Полагаю, мы должны продолжать сотрудничество с Ираном, пытаясь как можно быстрее осуществить существующие между государствами, как политические, так и экономические договоренности.

Интервью провела Лала Тер-Казарян (оригинал материала – на армянском языке).

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.