Tert.am побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом, бывшим министром иностранных дел Арцаха Арманом Меликяном о заявлении премьер-министра Никола Пашиняна о том, что в Арцахском вопросе наблюдается динамика и позиции Армении и Арцаха по этому вопросу идентичны. Арман Меликян отметил, что пока официальный Баку рассматривает этот вопрос в контексте оккупации Арменией его территории, разговоры о возможности взаимосогласия между народами Армении, Арцаха и Азербайджана будут восприниматься как проявление лицемерия.
- Г-н Меликян, премьер-министр Армении Никол Пашинян вчера заявил, что в Арцахском вопросе наблюдается динамика, и что позиции Арцаха и Армении по этому вопросу идентичны. Как Вы считаете это действительно так?
- Понятие динамика очень неоднозначна в контексте переговорного процесса. Эта динамика может подразумевать как сближение между подходами переговаривающихся сторон, так и пересмотр сформировавшейся до этого повестки и формата переговоров или отклонение по инициативе одной из сторон переговоров.
Весь вопрос в том, с каким вариантом мы имеем дело, потому что именно на основе этого мы можем сделать вывод, является ли это понятие «динамика» позитивным или негативным явлением в контексте наших национальных интересов.
Известно, что азербайджанская сторона рассматривает конфликт исключительно в контексте полноценного восстановления территориальной целостности своей страны.
То есть, по мнению официального Баку, весь Арцах должен перейти под полный контроль Азербайджана. Если в этом контексте говорят о наличии динамики, то это, что и говорить, никак не связано с интересами Армении.
И, напротив, если динамика связана с отказом от Мадридских принципов, Казанского документа или так называемого плана Лаврова, то мы можем предположить, что муссируемый до сих пор тезис о том, что Армения - агрессор, также может быть изъят из обращения, что я считаю позитивным сдвигом.
Но все это чисто предположения, которые приобретут конкретику только тогда, когда официальный Ереван представит свои аргументы безоговорочной защиты территориальной целостности Арцаха.
Хочу сказать, что даже если на данный момент мы признаем, что динамика есть, у нас все еще нет реальной гарантии того, что она действительно позитивна в контексте наших интересов.
Пожалуй, было бы более уместно говорить о сходствах или различиях между официальными позициями Еревана и Степанакерта после общегосударственных выборов в Арцахе, поскольку идентичность взглядов по урегулированию вопроса с уходящей администрацией Бако Саакяна может также восприниматься как признак отсутствия динамики.
На этом переходном этапе было бы хорошо, если бы наши чиновники всегда публично четко говорили хотя бы о том, что конфликт между Арменией и Азербайджаном не является проявлением территориального спора.
- Что вы думаете о выдвинутом тезисе о том, что урегулирование конфликта должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана? Насколько это реально?
- Когда политическое руководство нашей страны на государственном уровне поставит такую задачу и привлечет эквивалентные интеллектуально-профессиональные и финансовые ресурсы, то решение также будет найдено.
Пока, похоже, демонстрируется декларативный подход по этому вопросу.
Пока официальный Баку рассматривает этот вопрос в контексте оккупации Арменией его территории, разговоры о возможности взаимосогласия между народами Армении, Арцаха и Азербайджана будут восприниматься как проявление лицемерия.