В нынешней глобальной политической ситуации, когда в когорту ведущих мировых игроков уже вернулась Россия, значение Турции для Североатлантического Альянса возрастает в разы. Европейцы с американцами всегда помнят, кто прикрывал южные границы западного мира от так называемой "русской угрозы".

Cредь натовских друзей - согласия на грош

Противоречия между ведущими игроками в самом североатлантическом альянсе отныне скрывать не удается. Операция, которую рискнул начать Эрдоган на северо-востоке Сирии, не могла не сказаться на взаимоотношениях между партнерами по НАТО.

Интересы европейцев и американцах идут вразрез со всем тем, что делает на сирийском плацдарме Анкара. Удар по курдским боевым формированиям, которых Вашингтон буквально вскармливал все последние годы – тому подтверждение. Столько финансов, оружия и политического протекционизма, сколько было вложено в курдскую идею, США давно уже никуда не вкладывали. Разве что в Украину.

И все эти траты, все переживания и огромный объем работы канули в лету стараниями ближайшего натовского партнера – Турции, которая как огня боится наличия курдского фактора поблизости от своих государственных границ.

Причем президент Эрдоган и не скрывал своего беспокойства действиями натовских союзников. Он открыто утверждал, что на нынешнем, конкретном историческом этапе для своей страны видит в курдах серьезную угрозу. Она состоит в том, что американцы помогают его главным историческим и идеологическим противникам создать независимую государственность в непосредственной близи от турецких границ.

Опасность эта для Турции была настолько предметна и осязаема, что для ее предотвращения турецкий президент готов поставить крест даже на своем членстве в Североатлантическом Альянсе. Об этом Эрдоган пока не говорит в открытую. Однако турецкие масс-медиа уже давно высказываются в духе того, что вреда от НАТО гораздо больше, нежели пользы. И что деньги, которые Анкара вынуждена ежегодно выкладывать в общую натовскую копилку, можно было-бы использовать эффективнее. Например, разрабатывать и производить свое собственное оружие.

Обернется ли "Асадгейт" развалом НАТО?

Одна обида накладывалась на другую, недопонимание в одном вопросе становилось причиной для другого. В итоге вместо американских зенитно-ракетных систем "Томагавк" Турция решила закупить российские ЗРК С-400, чем вызвала негодование во всем западном мире.

Дальше – больше. Анкара обвинила своих заокеанских союзников в том, что те не выдавали ей Гюлена, который, ни много, ни мало, организовал военный переворот в Турции. В том, что чуть ли не в Вашингтоне и был разработан план неудачного вооруженного переворота в 2016 году. А потом наступила пора столкнуться лбами и интересами на сирийском треке.

Конфликтующие стороны подходили к вопросу с разных позиций. Трамп изначально, еще кандидатом в президенты США, говорил, что не может понять, почему его страна должна тратить астрономические цифры на сирийскую кампанию. Эрдоган все это время старался держать руку на пульсе телодвижений, которые производили его главные соперники – курды – на левобережье Евфрата.

В Анкаре отлично понимают, что широкая курдская автономия рядом с их границей - это страшный удар под дых государственности и территориальной целостности Турции. Ведь обосновавшись на сирийской территории, курды обязательно начнут помогать своим соотечественникам по ту сторону границы.

Так что турецкого вторжения на сирийские территории, контролируемые курдами, американцы могли избежать лишь в одном случае – если откажутся им помогать в строительстве государства. Однако за период деятельности бывшего американского президента – Обамы – в сирийский проект "Асадгейт" было вложено слишком много денег, чтобы сейчас можно было от всего этого в одночасье отказаться.

Американцы в стремлении скинуть законно избранного сирийского президента Башара Асада свою основную ставку делали именно на курдов. Снабжали их оружием и боеприпасами, финансировали, строили на левобережье Евфрата жилую и военную инфраструктуры.

Если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит

Трамп с Эрдоганом так ни о чем и не смогли договориться. Вплоть до того, что ситуация грозит полностью выйти из-под контроля. Не исключено, что в ближайшее же время получится так, что Вашингтон грохнет кулаком и потребует выхода Турции из Североатлантического Альянса.

Пока еще об этом только шепчутся в кулуарах, пишут западные таблоиды да высказывают мнение самые одинарные аналитики. Но в нынешней ситуации события на сирийском плацдарме развиваются настолько быстро, что не исключен никакой из вариантов дальнейшего противостояния. Вплоть до того, что Трамп действительно ударит кулаком по переговорному столу.

Урезонить американского президента пытаются все. Руководство Североатлантического Альянса все время говорит о том, что Турция – один из важнейших членов НАТО. Руководители европейских государств (большинство) в этом плане не отстают. Утверждают, что лучше иметь Анкару, как говорится, "в зоне доступности", чтобы можно было-бы хоть как-то влиять на поведение и поступки импульсивного турецкого президента.

Однако, Восток – дело тонкое. И если Трамп в своем письме Эрдогану пишет недипломатичное "не будь дураком", то можно предположить, что во всяком случае для себя американский лидер уже все решил.

Другое дело, что заложниками в руках у официальной Анкары остаются 50 ядерных боеголовок – термоядерных бомб В61. Они давно уже ожидают своего часа на авиабазе Инджирлик, как то самое ружье, что висит на сцене с самого начала спектакля и в конце обязательно выстрелит.

И необязательно, чтобы хотя бы одна из этих боезарядов взорвалась. Ядерное оружие – это такая штука, что заражает радиацией все вокруг даже при неправильном хранении… И можно себе только представить, что будет с этими бомбами, если дело обернется так, что американский персонал военной базы вдруг будет эвакуирован в срочном порядке. Как случилось на днях в Сирии.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.