Предсказать уход американцев с сирийского трека можно было еще три года тому назад. Дональд Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, жаловался на астрономические суммы, которые тратит его страна в Сирии. Президент-бизнесмен, никак не мог смирится, что не получает "выхлопа" от потраченных денег.

Марионеточное государство не состоялось

То, что американцы кинут своих единственных оставшихся союзников – курдов – было понятно еще тогда, когда США показали насколько они не рискуют окончательно испортить свои отношения с Турцией. Как не крути, у Анкары в руках несколько козырных карт, которых американцем нечем бить.

Взять хотя бы Босфор–Дарданеллы, дверь в акваторию Черного море, где у США серьезные планы касательно Украины и Грузии. Обе эти страны всеми силами стремятся в членство в НАТО. И не имея свободу маневра на Черном море, Соединенные Штаты рисковали бы слить и этих потенциальных союзников в регионе. Следует признать, что геополитическая игра здесь пошла по крупной, и иметь противником Анкару Вашингтон не рискует.

Факт остается фактом – Трамп предоставляет своему коллеге Эрдогану свободу маневра на северо-востоке Сирии, на всем протяжении южней турецкой границы. Курдские формирования в одночасья лишаются всего, за что боролись все последние восемь лет.

Отныне говорить о вековой мечте курдов – иметь свое независимое государство, не приходится. И деньги, потраченные американцами на создание серьезной военной и социальной инфраструктуры на левобережье Евфрата, можно считать потерянными. А ведь Вашингтон, действительно рассчитывал на то, что создаст здесь марионеточное государство, которое будет распоряжаться теми самими нефтяными полями, ради которых, восемь лет тому назад и разгорелся весь сыр-бор в Сирии.

Фактически если верить Трампу, то Вашингтон сдает Анкаре "огромную территорию" (150 километров вдоль турецкой границы и 40 километров вглубь территории). Это значит откровенное поражение Западной антитеррористической коалиции на одном из основных сирийских военных плацдармов.

Будущее левобережье Евфрата зависело от того, кто контролирует районы вдоль сирийско-турецкой границы. Были они в руках курдов – это означало, что погоду делают американцы. Как только они полностью перейдут под контроль Турции — это будет означать, что условия диктуют страны- гаранты астанинского переговорного формата. Буквально на днях лидеры России, Ирана и Турции подписали документ, в котором четко оговорено, что сверхзадачей является принцип территориальной целостности Сирии.

Колесо фортуны повернулось вспять

Не зря изначально, еще только отправив свои военно-космические силы в Сирию, Москва все время говорила о том, что сверхзадачей является именно территориальная целостность страны. Та же Анкара старалась не фиксировать внимание мирового сообщества на мессиджах которые все эти годы поступали из Кремля.

Эрдогану казалось, что сирийский кризис будет длиться так долго, что участникам ближневосточной разборки в итоге будет не до территориальной целостности Сирии. Ведь в 2015 году, когда на сирийскую территорию вступили российские ВКС, нового крупного политического игрока всерьез не принимали. Достаточно лишь вспомнить, как Турция даже рискнула сбить российский фронтовой бомбардировщик Су-25 в небе над Латакией.

Затем была агрессивная политика Анкары в тех сирийских районах, прилегающих к западной части турецкой государственной границы, где курдских военных подразделений еще не было. Там, где балом правили отряды туркоманов и боевые группировки Джебхат ан-Нусра.

Операция "Оливковая ветвь" планировалась тогда, когда Анкара была уверена, что оккупирует территории, которые в итоге навсегда останутся за ее контролем. Тогда сирийская армия, которую с воздуха прикрывала российская авиация, а на земле – проиранские отряды добровольцев, освобождала Алеппо и подходы к Евфрату. Именно тогда от боевиков была освобождена Пальмира и сирийские войска вышли на Дейр эз-Зор.

В какой то момент могло показаться, что Дамаск смирился с потерей своих северных приграничных районов. Вырисовывалась ситуация, что даже при поддержке России и Ирана Сирия потеряет не только Африн, оккупированный турками, но и все левобережье Евфрата. Но затем колесо фортуны повернулось вспять.

Когда стало очевидно, что Идлиб будет освобожден от сконцентрировавшихся здесь ошметков бандформирований, то все начали понимать, что на очереди именно левобережье Евфрата. С перспективой потери контроля над этими территориями американцы никак не могут смириться. И уход их с так называемой зоны безопасности вдоль турецкой границы является шагом отчаяния.

Курдский узел и российская дипломатия

Ставка делается на то, что после оккупации северо-восточных сирийских районов возникнут разногласия уже между Москвой и Тегераном с одной стороны, и с Анкарой – с другой. Однако рассчитывать на подобное развитие событий не стоит, хотя бы потому, что принцип территориальной целостности Сирии является сверхзадачей, которую декларируют Россия и Иран. Особых надежд на то, что Эрдаган сможет переиграть в этой геополитической игре Путина и Роухани, практически - нет.

Другое дело, что Турция может решить для себя целый ряд других, не менее важных задач. Например, переселить в оккупированные территории порядка половины сирийских беженцев, которые уже не один год живут на турецкой территории.

Эрдаган об этом говорил неоднократно и на Западе ему не возражают. Европейцы чуть ли не с восторгом воспринимают идею турецкого лидера. Еще бы ведь за прошедшие годы Евросоюз выплатит Турции порядка 6 миллиардов на содержание беженцев на своей территории.

Но остается зависшим в воздухе вопрос курских племен, которые живут в этих районах, и которых Эрдоган обязательно попытается прогнать с веками насиженных мест. Курдский фактор может стать серьезной проблемой для всех участников сирийской разборки. Американцы им явно не помогут, поскольку уже очевидно – тратить деньги в Сирии Трамп не будет. А предать союзников, по большому счету, для США это обычное дело.

Единственная надежда на урегулирование ситуации и решение курдского фактора – Россия. Министр иностранных дел РФ Лавров неоднократно говорил о том, что недопустимо выгонять курдов с территорий, где они живут испокон веков. Другое дело, что и обещать им независимость и государственность за счет Сирии (как это делали американцы, и как оказалось соврали) попросту нельзя.

Получается, российской дипломатии сейчас придется решать еще один тяжелейший вопрос. Нужно найти вариант, чтобы не допустить крупного кровопролития после того, как американцы сдадут Турции своих союзников-курдов с потрохами.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.