Совершенная мудрость Будды (Совершенного Человека) имеет две грани: одна из них называется «мудростью знающего вещь такой, как она есть», а другая — «мудростью знающего Всё». Первую можно рассматривать как «вертикальную», а вторую — как «горизонтальную» мудрость.
Представьте себе воду, налитую в чашку. Обычный человек будет смотреть на нее просто как на воду, то есть как на жидкость для утоления жажды; химик — как на соединение водорода и кислорода; физик — как на сложный результат движения электронов; философ — как на нечто, выражающее «взаимоотношения» и «причинность»; мудрец — как на проявление своего собственного ума, а Будда (Совершенный Человек) — как на «истечение» совершенного состояния.
В этом простом объекте — чашке воды — сходятся великое множество областей существования и многообразие глубин бытия, которые надлежит охватить, измерить и постичь нашему рассудку. В зависимости от мелкости или глубины нашего рассудка определяются области, в которые он способен проникнуть. Таким образом, «вертикальная мудрость» Совершенного Человека (СЧ) являетсяпроникающей интуицией, последовательно пронизывающей все уровни и сферы существования и касающейся самых глубин бытия как такового. Это глубочайшая мудрость, которая выходит за пределы здравого смысла, науки, философии и религии; это мудрость, которая испытывает предельные глубиныдхармы [1] — неописуемую и непостижимую «таковость». Такова «мудрость вертикальная».
Что касается смысла «горизонтальной мудрости», или «мудрости всеведения», то он отчетливо разъясняется самим термином. Он указывает на аспект всеведения мудрости Будды (СЧ), который знает все. Современному человеку с подобным трудно согласиться. Знаменитый китайский философ Чжуан-цзы говорил: «Жизнь конечна, а знание — бесконечно. Стремиться к бесконечному знанию в этой конечной жизни — безнадежная задача!» Людям XXI века подобные высказывания особенно придутся по нраву.
В старину, несомненно, жили великие ученые и мыслители, которых современники считали мудрецами, «знающими все». Китайская поговорка гласит: «Конфуцианскому ученому стыдно не знать какую-либо отрасль знания». В наше время мы считаем самонадеянными претензии на всезнание даже водной области. Поэтому многим людям кажется, что мудрость всезнания — это что-то сверхъестественное и недосягаемое для человеческого ума.
Вопреки здравому смыслу, всякое живое существо — потенциальный Совершенный Человек, способный достичь состояния мудрости всеведения; для этого нужно просто приложить правильные и достаточные усилия. Если это так, то каким же образом можно убедиться в том, что существует такая возможность — «все знать»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала про- анализировать особенности, или матрицы, в соответствии с которыми функционирует человеческий ум.
Сделав такой анализ, мы пришли к выводу, что человеческий ум функционирует в соответствии с шестью основными особенностями, или способами, мышления, а именно: накоплением, ограничением, противоречивостью, иллюзорностью, бессилием и расточительностью, а также «цеплянием».
Под влиянием этих ошибочных и глубоко укорененных шаблонов мышления мы вполне естественно полагаем, что «мудрость всеведения» является весьма привлекательной в качестве предмета созерцания, но полностью находится вне нашей досягаемости.
Однако представьте, что мы можем трансформировать эти ошибочные схемы, в соответствии с которыми до сих пор работал наш ум, в новые формы, возвышающие ум до новых горизонтов и освобождающие его от его прежних «привязанностей»: показалась бы нам тогда «мудрость всеведения» далекой и недосягаемой, как прежде?
Зоркость человеческого глаза ограничена, однако с помощью приборов его возможности могут быть расширены до областей пространства, доселе недоступных. Неуместно ли подобное сравнение в отношении ограниченности человеческого ума в сравнении с «мудростью всеведения»?
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, нам нужно исследовать шесть основных характеристик человеческого мышления, упомянутых выше, и посмотреть, каким образом они влияют на функции человеческого ума.
Продолжим завтра...


