Армения на протяжении многих лет пыталась вести борьбу с коррупцией, однако никаких органов, призванных проводить "профилактику" такого рода преступлений в стране не существовало. Об этом в беседе со Sputnik Армения сказал юрист, эксперт в области борьбы с коррупцией Марат Атовмян, комментируя создание и функции нового антикоррупционного органа.
Во вторник министр юстиции Армении Рустам Бадасян заявил, что в октябре в Армении будет создана комиссия по предотвращению коррупции.
Новая комиссия будет в основном заниматься анализом деклараций об имуществе и доходах чиновников. До смены власти в Армении этим занималась Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц.
А первая антикоррупционная комиссия в нашей стране была сформирована в 2001 году, когда в Армении, впервые на государственном уровне, заговорили о коррупции, и сам термин "коррупция" начал фигурировать в официальных документах.
Спустя 18 лет армянские власти фактически создают очередной орган, который должен служить той же цели.
"Дело в том, что раньше у нас, по сути, не было специализированного органа, занимающегося предотвращением коррупции. Эта функция была возложена на правоохранительные органы. То есть они занимались расследованием коррупционных преступлений, у них была Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц, которая занималась также анализом деклараций", — сказал Атовмян.
По его словам, новая структура не будет расследовать коррупционные преступления, она будет осуществлять профилактическую деятельность. Новая комиссия будет также анализировать декларации чиновников об имуществе и доходах.
Состав комиссии пока не определен. Неясно также, кто новый орган возглавит. Предполагается, что он не будет никак связан с властными структурами, однако оценить степень независимости и профессионализма комиссии можно будет только по результатам ее работы, полагает Марат Атовмян.
Отметим, что до этого с 2012 года в качестве независимого антикоррупционного органа выступала Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц, на которую были возложены обязанности по сбору и анализу деклараций чиновников.
Первый антикоррупционный орган в Армении был создан 18 лет назад в рамках членства в Группе государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Комиссия при правительстве в эти годы была призвана систематизировать работы, связанные с антикоррупционными программами.
В правительстве до сих пор действует структура, которая занимается разработкой антикоррупционной стратегии. В ее работу вовлечены члены правительства, а возглавляет ее сам премьер-министр. Она выполняет приблизительно те же функции, но с некоторыми поправками и называется "Совет по антикоррупционной политике".
Параллельно работе антикоррупционных органов за эти 18 лет в Армении было разработано четыре стратегических документа (2003-2007 гг, 2009-2012 гг, 2015-2018 гг, 2019-2022 гг).
Эксперт, однако, затрудняется ответить, какие пункты указанных документов и на каком уровне были реализованы.
"Трудно оценить, в каком объеме они были реализованы. Это требует специального изучения, мониторинга и анализа. Но, например, последняя программа, 2015-18 годов, была сосредоточена вокруг четырех сфер: здравоохранение, образование, налоги и деятельность полиции. По каждому из этих направлений правительство разработало специальную стратегию. По моим оценкам, далеко не все пункты этих четырех программ были реализованы", - отметил Атовмян.
Что касается новой стратегии, специалист уверен, что ее судьба во многом зависит от политической воли новых властей Армении.
Вопрос о качестве реализации тех или иных антикоррупционных программ остается открытым и можно лишь надеяться, что будет создан более эффективный механизм, благодаря которому у нас появится более четкая картина к окончанию реализации четвертой стратегии, говорит эксперт.
Но какой бы безупречной ни была стратегия, невозможно победить коррупцию в Армении только с ее помощью. По мнению эксперта, без параллельных реформ в этой области серьезного результат добиться невозможно.
Пока в Армении пытаются проанализировать ситуацию и задать нновые ориентиры, Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) уже подсчитала, что из 24 рекомендаций Армения полностью выполнила только семь. 14 было выполнено частично, а три рекомендации - не выполнены совсем.
Соответствующий доклад GRECO по Армении был опубликован в июне.
Рекомендации на 2018 год затрагивали депутатов, судей и прокуроров.
Из семи рекомендаций по части депутатов полностью была выполнена только одна, пять не были выполнены совсем, а одна – частично.
В случае с судьями из десяти рекомендаций полностью были выполнены три, одна – не принята во внимание совсем, остальные – частично.
Что касается прокуроров, то из семи рекомендаций три было выполнено полностью, три – частично, а одно не выполнено совсем.